ОБЪЕДИНЕНИЕ ЖУРНАЛИСТОВ КАЗАЧЕСТВА
Наши награды



Спаситель Отечества князь Димитрий Михайлович Пожарский

 

                                                                                                              С.А.Порохин, полковник в отставке, кандидат философских наук.

 

     Род князей Пожарских славен в истории России тем, что дал российскому Отечеству такую доблестную личность, как князь Димитрий Михайлович Пожарский.  Князю Димитрию Пожарскому и гражданину Кузьме Минину, - единственным, из выдающихся людей России, кому был установлен памятник на самой Красной площади в Москве, - главной площади России. Только одно это уже говорит об их подвиге.

    Предки Димитрия Пожарского были Стародубскими князьями. Основатель рода Иван Стародубский, седьмой сын знаменитого князя Всеволода Большое Гнездо. Городом Стродубом владели несколько поколений его наследников. При великом князе Димитрии Донском в Стародубе «сидел» князь Андрей Фёдорович, от старшего его сына Василия и пошли князья Пожарские. Дед Димитрия Фёдор Иванович Немой служил при дворе Ивана Грозного в небольших чинах, в годы опричнины был в ссылке в Свияжске. Отец Димитрия Михаил Фёдорович (по прозвищу Глухой) также не сделал военной карьеры (1) 

    Будущий Спаситель Отечества князь Димитрий Пожарский родился 1 ноября 1578 г. В Подчаре (село Троице-Никольское, Ковровского уезда Владимирской губернии)(2) Отец его Михаил Фёдорович Пожарский служил при взятии Казани и отличился в Ливонской войне, умер он в 1587 г. 

   Детские годы Димитрий провёл в родовом имении Мугреево (Богоявленское, Дмитриевское) на реке Лух.(3) Большое влияние на личность Димитрия оказала его мать Мария Фёдоровна (в девичестве Беклемишева), она привила детям тягу к чтению.  С ранней юности князь Димитрий Пожарский владел оружием и познавал воинскую науку. С 15 лет Димитрий начал службу при государевом дворе в Москве. (Семья Пожарских переехала в собственный дом на Сретенке).   В 1598 г. Димитрий числился «стряпчим с платьем». Должность стольников была ответственна и разнообразна, их посылали с поручениями за рубеж, назначали «товарищами» воевод в походах.  Только в 1600 году при Борисе Годунове князю Димитрию было пожаловано небольшое поместье под Москвой.(4)

    «Когда в Москве были получены известия о появлении первого самозванца, князя Димитрия призвали в полк. (…) в 1605 г. князь Димитрий вместе с другими московскими стольниками участвовал в сражении у села Добрыничи и в других боях на литовском рубеже» - писал историк В.В.Каргалов.(5)

   При Лжедмитрии 1-м (1606 г.) Димитрий Михайлович продолжал оставаться стольником, «хотя многие другие «княжата» делали при самозванце карьеру. Позже он стал дворецким. Когда Лжедмитрий II подступил к Москве князь Димитрий оставался в столице в осаде. В 1608 г. Князь Димитрий Пожарский возглавил небольшую Московскую рать и повёл её под Коломну с тем, чтобы не дать Тушинским отрядам Лжедмитрия II перерезать рязанскую дорогу, по которой в Москву шли обозы с хлебом.  Боевым делом Димитрия Пожарского было сражение под Коломной в 1608 г.:  внезапно напав на врагов, он разбил их, и захватил большие запасы и богатую казну. В том же году князь Пожарский одержал блестящую победу над поляками при селе Высоцком (в 30 верстах от Коломны), забрав множество пленных, запасы и казну.(5) Тогда впервые в свои 30 лет он получил чин воеводы.

   В 1609 г. Димитрий Пожарский состоял при царе Василии Шуйском. Осенью 1609 г. князь Пожарский вновь был послан Шуйским расчищать рязанскую дорогу от полчищ пана Млоцкого и атамана Салькова. В Москву Пожарский возвратился с очередной победой. Князь Пожарский был пожалован Селом Нижний Ландех с 20 деревнями.   

    8 февраля (ст. ст.) 1610 г.  князь Пожарский был назначен воеводой в Зарайск. Этот пост по тому времени в город Зарайск был весьма значительный. Город Зарайск прикрывал от набегов крымских татар не только Переяславль-Рязанский, но и Москву. К крепости Зарайску тянулись малые города Рязанской земли – Пронск, Ряжск, Михайлов. «Зарайский воевода был старшим военачальником всего Рязанского края» - писал историк Вадим Каргалов.(6) В Зарайске Пожарский не собирался отсиживаться от Тушинского вора. Когда Лжедмитрий II снова пошёл из Калуги к Москве, часть южных городов поддержала нового самозванца. Восстали посадские люди и казаки. Но князь Димитрий Пожарский всенародно объявил о своей преданности Москве. На короткое время он со стрельцами и городовыми казаками он заперся в Кремле. Своё воинство он крепко держал в руках. В крепости хранились все запасы продовольствия, там же держали своё добро зажиточные горожане. Именно они начали переговоры с непреклонным воеводой. Историк Вадим Каргалов пишет: «Вскоре было заключено соглашение, по которому горожане отказались от «воровского царя» Лжедмитрия II и поклялись верно служить Москве. В Договорную грамоту был включён основной политический принцип воеводы Димитрия Пожарского: «Будет на Московском царстве по-старому царь Василий, ему и  служити, а будет кто иной, и тому также служити». (…) Свержение царя Василия Шуйского освободило воеводу Димитрия Пожарского от присяги. Семибоярщину, впустившую интервентов в Москву, Димитрий Пожарский не признал, её политика была явно антинациональной».(7) Князь Димитрий Пожарский вступает на путь освобождения России от захватчиков.

   Центром освободительной борьбы стала Рязань. На призыв Прокопия Ляпунова съезжались служилые люди, здесь началось формирование Первого ополчения. «Семибоярщина», как в народе называли боярское правительство, пыталась притушить пожар освободительного движения, но это ей не удалось осуществить.

    После убийства Лжедмитрия II (в декабре 1610 г.), его бывшие сторонники присоединились к освободительному движению. «Со смертью Вора (Лжедмитрия II)русские люди получили возможность соединиться для отпора полякам, и с этих пор смута в дальнейшем своём развитии получает преимущественный характер национальной борьбы, в которой русские стремятся освободиться отпольского гнёта, ими же в значительной степени допущенного».(8) Казаки атамана Заруцкого выступили против поляков и прогнали запорожцев из под Тулы. К ополчению примкнули города Калуга, Казань, Муром и другие города.

   Бытует мнение, что Пожарский тайно выезжал в столицу для подготовки восстания горожан против боярского правительства и польских интервентов. Историк Скрыльников Р.Г. писал: «Если бы атака ополчения была поддержана восстанием внутри города, судьба боярского правительства была бы решена».(9) Но этого не произошло.  

   В 1611 г. князь Пожарский освободил в Пронске Ляпунова. 17 марта 1611 г., накануне прибытия передовых отрядов ополчения Пожарского к Москве, «Семибоярщина» спровоцировала стихийное народное восстание.  В Кремле и Китай-городе началась резня, немецкие и польские роты рубили восставших. Москвичи строили на улицах баррикады. 19 марта (ст. ст.) 1611 г. Пожарский пришёл со своим войском на выручку Москвы и, сражаясь с отрядом Гонсевского, загнал их в Китай-город. Весь следующий день он бился с поляками в спешно построенной у церкви Введения крепостце, где и был тяжело ранен. Большинство защитников крепостцы пало в сече. Москва запылала пожарами. Князя Пожарского тайно вывезли сперва в Троице-Сергиев монастырь, затем в поместье Нижний Ландех в 120 верстах от Нижнего Новгорода. Только позже Пожарский узнал, как разворачивались события. А тогда «2 тысячи немцев, отряды пеших гусар и 2 хоругви польской конницы получили приказ - зажечь весь город, где только можно».(10) 

    Осенью 1611 года князь Пожарский по желанию нижегородцев возглавил Нижегородское земское ополчение. Для заведования казной был избран Козьма Минин.

   В конце февраля (ст. ст.) 1612 г. князь Пожарский выступил в поход. К Ярославлю Ополчение пришло в марте 1612 г. и стояло там 4 месяца, с каждым днём усиливаясь.

    22 августа (ст. ст.) князь Пожарский вновь выступил в поход на Москву (из Ярославля). Польский военачальник Ходкевич, придя из Вязьмы, расположился со своим войском интервентов около Пречистенских ворот. Князь Пожарский, не дал полякам опомниться, направил на них удар своей конницы, и разбил их наголову. А через два дня довершил их поражение у Донского монастыря, захватил польскую артиллерию и  обоз, взял до 10 тысяч пленных.

 

    В начале 1613 г. князь Пожарский был назначен в боярскую думу. В день коронования царя Михаила Фёдоровича он из стольников был пожалован прямо в бояре и нёс в Успенский собор царский скипетр.

   В 1614 г. князь Пожарский сражался с войсками польского военачальника Лисовского и прогнал его за Орёл, затем участвовал в дипломатических совещаниях с послами разных европейских держав, управлял приказами ямским и судным (с 1624 г.)

   С 21 августа (стт) 1628 г. князь Димитрий Пожарский был назначен воеводой в Новгород.

   «Князь Пожарский был храбрым воином и умело пользовался обстоятельствами; он был одним из лучших кавалеристских военачальников своего времени. Стоя за общее земское дело, он служил ему чисто, прямо и честно. Отличительной чертой его, как полководца было стремление к подготовке операции в отношении её безопасности и обеспечении превосходства сил соответственно обстановке» -  отмечалось в дореволюционной «Военной энциклопедии Сытина.(11)

     Князь Димитрий Михайлович Пожарский умер 20 апреля (ст.ст.) 1642 г. Тело его было погребено в родовой усыпальнице Суздальского Спасо-Ефимиевского монастыря. (В советское время, в первой его половине, эта беломраморная прекраснейшая усыпальница Спасителя Отечества была до основания разрушена. В то время разрушались многие памятники Русской Земли и в первую очередь – православные храмы. Тогда в России происходила первая волна глобализации. Ныне – вторая). Тогда такая политика называлось интернациональной, до тех пор, пока эти действия (и слово) полностью не опоганили себя. (Ныне для тех же действий потребовалось найти другие слова-метки). 

        Ещё царь Василий Шуйский в жалованной грамоте так охарактеризовал Пожарского: «Пожаловали за его прямую службу, что, будучи в Москве, в осаде, в нужное и прискорбное время, против врагов он стоял крепко и мужественно, многую службу и дородство показал, голод, во всём оскудение и всякую осадную нужду терпел многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на которую не покусился, стоял в твёрдости разума своего крепко и непоколебимо, безо всякой шатости».(12) 

    20 февраля 1817 г. в Москве был открыт памятник (работы скульптора Мартоса) гражданину Минину и князю Пожарскому. Этот памятник был поставлен на Красной площади, напротив Кремля. Рука Минина призывающего на подвиг князя Пожарского была обращена на Кремль. После революции, когда в Кремле заседала интернациональная (глобалистская) власть. На постаменте этого памятника кто-то из народа сделал такую надпись: «Смотри-ка, Князь, какая мразь в Кремле Московском собралась!» По тем временам это было точное определение интернационал-глобалистов. Вскоре памятник был перемещён к Покровскому собору (в народе прозванного храмом Василия Блаженного). В этом случае рука Минина показывала уже не на Кремль, а на пространство над Красной площадью.

---

1.      См.:  Каргалов В.В. Русские воеводы (Дмитрий Пожарский), М., Вече, 2005, С.133-134.

2.      См.: Полководцы, военачальники и военные деятели России в «Военной энциклопедии» И.Д.Сытина. СПб. Экополис и культура, 1997. Т.3. С.336.

3.      См.: Протопресвитер Александр Соколов. Князья Пожарские и Нижегородское ополчение. Нижний Новгород, Саранск, 2008, С.15.

4.      См.: Каргалов В.В. Русские воеводы (Дмитрий Пожарский), М., Вече, 2005. С.135; Протоирей Александр Соколов, Князья Пожарские и Нижегородское ополчение, Нижний Новгород – Саранск, 2008, С.16.

5.      См.: Каргалов В.В. - Там же, С.135.

6.      Каргалов В.В. – Там же, С136-137.

7.      Каргалов В.В.- Там же, С.138.

8.      Елисеев Г.А. - Смута и бунташный век. М., Вече, С.128.

9.      Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. Хроника смутного времени. М.. 1981, С.177. 

10.  Каргалов В.В. – Там же, С.141.

11.  См. Полководцы, военачальники и военные деятели России. – Там же, С.336.

12.  Там же, С.336.

 

 

       СЕНТНЦИИ

 

По: Каргалов В.В. Русские воеводы (Дмитрий Пожарский), М., Вече, 2005.

·         Если мы хотим помочь Московскому государству, то не будем жалеть своего имущества, животов наших; не то что животы, но дворы свои продадим, жён и детей заложим!» Кузьма Минин, С.139.

 

По: Россия под скипетром Романовых 1613-1913 гг. М., Интербук, 1990.

·         Рад страдать за Веру Православную. Димитрий Пожарский.  С.18

 

ИЗ РОССИЙСКОЙ ЛЕТОПИСИ

1607 ГОД

·         3 МАЯ Поражение царских войск на реке Пчельне под Калугой.

·         23 МАЯ Объявившийся очередной Лжедмитрий – «тушинский вор» - перешёл границу Руси. В Стародубе его ожидал личный посланник Болотникова Иван Заруцкий. (Некоторые исследователи полагают, что самозванцем стал Богданко – крещёный еврей из Шклова. С.136.

·         ОКТЯБРЬ

·         После четырёхмесячной осады войска Шуйского хитростью захватили Тулу (построили ниже по течению реки Урупы плотину и затопили город). Болотникова сослали в Каргополь , там ослепили и утопили в проруби. «Петра» (Илейку Муромца) повесили у Даниловского монастыря под Москвой.

1608 ГОД

·         17 ЯНВАРЯ Свадьба царя Василия Шуйского и княжны Марии Петровны Буйносовой-Ростовской.

·         9 МАРТА Указ Василия Шуйского запрещавший давать записи на пожизненную службу вольных людей.

·         МАРТ – АПРЕЛЬ Наступление отрядов Лжедмитрия.

·         10-11 МАЯ Сражение при Болховеоражение царских войск. Взятие Лжедмитрием Болхова.

·         ИЮНЬ – АВГУСТ Присоединение польских отрядов к Лжедмитрию. К Москве подошли войска Яна Сапеги и Александра Лисовского.

·         СЕНТЯБРЬ Лжедмитрию удалось захватить Марину Мнишек и «своего тестя», которые возвращались в Польшу из Ярославля. Марина Мнишек признала самозванца своим мужем.

·         23 СЕНТЯБРЯ Начало обороны Троице-Сергиевого монастыря. (Полтора года войска Яна Сапеги и Александра Лисовского осаждали святую обитель, но так и не смогли взять её. Поляки смогли сделать подкоп под стены монастыря, но защитники Благодатью Божиею нашли тогда устье подкопа… и взорвали его.

·         ОКТЯБРЬ Войска Лжедмитрия взяли Ростов. Митрополит Филарет объявлен Патриархом. В Тушино образовалась Боярская Дума, в которую вошли недовольные Шуйским сановники, князья: Дмитрий Трубецкой, Дмитрий Черкасский, Алексей Сицкий, Михаил Бутурлин, Григорий Шаховский. Реальная власть, однако, принадлежала «децемвирам» - десяти шляхтичам. Царь Василий Шуйский послал Скопина-Шуйского с отрядом в Великий Новгород – для переговоров со шведами.

1609 ГОД

·         ФЕВРАЛЬ Подписание договора со шведским королём Карлом IХ о союзе против поляков и о взаимной военной помощи. Россия расплатилась за помощь городом Корела с уездом.

·         14 АПРЕЛЯ Согласно договору на помощь России прибыл 15-тысячный шведский отряд под командованием Якова Делагарди.

·         В МАЕ отряды Скопина Шуйского и Делагарди двинулись из Новгорода на Москву.

·         ИЮНЬ По дороге на Торжок отряды соединились с ополчением из Смоленска. Сражение под Торжком. Тушинцы отступили к Твери.

·         11-13 ИЮЛЯ Сражение под Тверью. Русско-шведским войскам под командованием Михаила Скопина-Шуйского  удалось разгромить тушинцев.

·         12  СЕНТЯБРЯ Восстановлен Указ 1597 г. о кабальном холопстве.

·         16 СЕНТЯБРЯ Начало открытой польско-литовской интервенции. Осада Смоленска войсками Сигизмунда III.

·         9 ОКТЯБРЯ войска Михаила Скопина-Шуйского освободили Алексанровскую слободу.

1610 ГОД.

·         12 ЯНВАРЯ Войска Скопина-Шуйского разгромили поляков и сняли осаду с Троице-Сергиевого монастыря.

·         4 ФЕВРАЛЯ Под Смоленском тушинцы заключили с поляками договор, по которому королевич Владислав (сын Сигизмунда III) провозглашался русским царём.  Условия договора – неприкосновенность православия и свобода подданных от произвола властей. Отказ Михаила Шеина сдать полякам Смоленск. «Кого Бог даст Государя, того и будет Смоленск» - сказал он.

·         Войска Михаила Скопина-Шуйского сняли осаду с Москвы. Волнения в лагере Тушинцев, Отъезд Лжедмитрия II. Бегство Марины Мнишек.

·         МАРТ Михаил Ружинский поджёг стан в Тушино и двинулся к Иосифо –Волоцкому монастырю Русские тушинцы тоже разделились. Одни поехали с повинной в Москву, другие – в Калугу к Лжедмитрию.

·         12 МАРТА Под перезвон колоколов в Москву торжественно въехало русско-шведское войско во главе с Михаилом Скопиным-Шуйским.

·         23 АПРЕЛЯ На крестинах у князя Ивана Михайловича Воротынского занемог «кровотечением из носа» освободитель Москвы Скопин-Шуйский в тот же день умер. Распространился слух, что двадцатичетырёхлетний любимец народа, «великий ратоборец», был отравлен женой одного из братьев царя. Раздувая новую смуту, Ляпунов поднял в Рязани против Шуйских.

·         ИЮНЬ На Москву из-под Смоленска по приказу Сигизмунда III двинулись войска гетмана Станислава Жолкевского.

·         24 ИЮНЯ Битва при Клушино. Поражение войск Василия Шуйского в битве с поляками. Жолкевский двинулся к Москве.

·         5 ИЮЛЯ Ян Сапега взял Пафнутьевский монастырь в Боровске.

·         17 ИЮЛЯ Мятеж в Москве. Свергнут с престола и пострижен в монахи царь Василий Иванович Шуйский. Власть перешла к правительству семи бояр – семибоярщины (Ф.И.Мстиславский, И.М.Воротынский, А.В.Трубецкой, А.В.Голицин, Б.М.Лыков, И.Н.Романов (брат Филарета), Ф.И.Шереметьев). Бывший царь Василий Шуйский в качестве пленного был отправлен в Польшу.

·         16 АВГУСТА Мстиславский, Романов, Голицин и члены Земского собора привезли гетману текст соглашения об избрании Владислава московским царём.

·         19 СЕНТЯБРЯ Сигизмунд III потребовал, чтобы Москва присягнула ему.

·         27 АВГУСТА Москва присягнула новому царю – польскому королевичу Владиславу. Осложнения в отношениях со шведами. Шведы взяли Ладогу, разбили войска Лисовского.

·         21 СЕНТЯБРЯ Ночью по сговору с «семибоярщиной» поляки заняли Кремль, Китай-город, Новодевичий монастырь.

·         ОКТЯБРЬ-НОЯБРЬ Удаление из Москвы (под предлогом посольства к Сигизмунду III) вероятных претендентов на московский престол: князя Василия Васильевича Голицина и Филарета, который отстаивал интересы своего 14-летнего сына Михаила Фёдоровича Романова. Всего из Москвы отбыло 1246 человек. Посольство к королю было почётным и ответственным делом. Голицин и Филарет согласились принять на себя эту миссию и в результате спустя полгода оказались в плену. Переговоры под Смоленском московских послов с Сигизмундом III о передаче ему московской короны. Кроме того, Смоленск должен был отойти к Польше.

·         21 НОЯБРЯ Поляки возобновили штурм Смоленска. Трижды неприятель врывался в город и трижды принуждён был отступить.

·         30 НОЯБРЯ Бояре Михаил Глебович Салтыков и Фёдор Михайлович Мстиславский пришли к патриарху Гермогену просить, чтобы он благословил народ на присягу Сигизмунду, а не Владиславу. Патриарх отверг это предложение. «Я таких грамот не благославляю вам писать и проклинаю того, кто писать их будет».

·         11 ДЕКАБРЯ В Калуге Пётр Урусов (начальник татарской стражи Богданко) во время выезда за город на прогулку убил своего хозяина Лжедмитрия II. Урусов сначала разрядил в голову «царька» своё ружьё, а затем, отсёк убитому голову.

·         ДЕКАБРЬ В Успенском соборе Кремля патриарх Гермоген выступил против нового московского царя Владислава и призвал паству «королю креста не целовать».

1611 ГОД

·         ЯНВАРЬ В Рязани Прокопий Ляпунов начал собирать ополчение. К ополчению присоединились остатки «тушинцев» во главе с князем Трубецким и донским атаманом Иваном Заруцким.

·         17 ФЕВРАЛЯ Арестован патриарх Гермоген. Двор его разграблен. Патриархом вновь объявлен Игнатий.

·         3 МАРТА Первое ополчение двинулось из Коломны на Москву.

·         17 МАРТА Вербное воскресенье. Во время шествия патриарха поляки намеревались в Москве устроить побоище, однако заблаговременно предупреждённые жители города не вышли на улицы.

·         18 МАРТА Столкновение москвичей с поляками. В Китай-городе истреблено около 7000 мирных жителей; в Белом городе горожане успели ударить в набат, и нападение поляков сорвалось.

·         19 МАРТА Поляки подожгли Замоскворечье. «Излился фиал горя – разгромлен был царствующий город Москва. Рухнули тогда высоко вознесённые дома, блиставшие красотой, - огнём истреблены, и все прекраснокупольные церкви, прежде славой божественной сиявшие, скверными руками начисто разграблены были. И множество народа христианского мечами литовцев изрублено было, а из других домов своих и из города бежали поспешно, ища спасения».

·         23 МАРТА Появление в Ивангороде самозванца Матюшки (Исидорки?), объявившего себя Дмитрием. Собрав войско он двинулся к Пскову.         

·         31 МАРТА Отряды народного ополчения во главе с Дмитрием Пожарским выбили поляков из Замоскворечья. Пожарский был тяжело ранен. Ополчение Ляпунова подошло к стенам Белого города. Атаки ополченцев нанесли интервентам урон, но взять город не удалось. Оборону поляков возглавлял французский наёмник мушкетёр Жак Маржерест. Раненого в бою Пожарского увезли в Суздальский уезд, где находилась его вотчина.

·         3 ИЮНЯ На 22-м месяце героической обороны пал Смоленск. Из 80000 защитников осталось в живых меньше 8000. Михаила Шенина, возглавлявшего оборону города, в оковах отправили в Польшу.

·         30 ИЮНЯ Земский собор выбрал Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, Ивана Мартыновича Заруцкого и Прокопия Петровича Ляпунова «земским и всяким ратным делом промышлять, расправу всякую между всякими людьми чинить вправду». Втроём они составили «Совет всея земли».

·         16 ИЮЛЯ. Шведами взят Новгород. Неизвестный изменник открыл им городские ворота. Ивангородский самозванец вошёл в Псков и привёл псковичей к присяге.

·         21 ИЮЛЯ Казаки Ивана Заруцкого убили на казачьем кругу Прокопия Ляпунова. Первое ополчение распалось. Отряды разошлись. Под Москвой остались только казаки Заруцкого.

·         25 ИЮЛЯ Новгородский воевода князь Иван Никитич Большой Одоевский и митрополит Исидор подписали договор, по которому Новгород и его области переходили к Шведам. В договоре писалось об избрании на русский престол одного из шведских королевичей.

·         5 АВГУСТА В подземелье Чудова монастыря патриарх Гермоген написал свою последнюю грамоту в Нижний Новгород с призывом к освободительной войне «За Пречистыя дом, и за чудотворцев, и за веру»

·         СЕНТЯБРЬ Земский староста Козьма Захарьев-Сухорук (Минин) начал собирать в Нижнем Новгороде Второе ополчение.

·         ОКТЯБРЬ По просьбе посланцев от нижнегородского веча из своей вотчины – села Мугреева Суздальского уезда – выехал в Нижний Новгород князь Дмитрий Пожарский. Там он возглавил формирующееся ополчение.

1612 ГОД

·         17 ФЕВРАЛЯ Мученическая смерть патриарха Гермогена. Он заморен голодом в подземелье Чудова монастыря. «Да будут благословенны, которые идут на очищение Московского государства, а вы, окаянные московские изменники, будьте прокляты» - писал он.

·         МАРТ Ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского выступило из Нижнего Новгорода. Войска двинулись вверх по Волге к Ярославлю.

·         АПРЕЛЬ В Ярославле, куда вошли ополченцы, был создан Совет всея земли. Во главе его встали Пожарский и Минин. Численность ополчения, в которое входили и татарские отряды из Касимова и Темникова, составляла около 10 тысяч человек.

·         20 МАЯ Псковичи решили избавиться от Лжедмитрия-Матюшки. Псковский воевода Иван Плещеев привёз его в Москву и посадил на цепь «для всеобщего обозрения».

·         ИЮЛЬ Узнав о продвижении гетмана Ходкевича к Москве, ополченцы покинули Ярославль и направились к столице

·         14 АВГУСТА Дмитрий Пожарский со своим ополчением подошёл к к Троице-Сергиеву монастырю. Отпев молебен у мощей чудотворца Сергия, ополчение двинулось на Москву. Казацкий атаман Заруцкий с несколькими тысячами своих людей ушёл к Астрахани.

·         22-23 АВГУСТА Бои ополченцев с отрядами гетмана Ходкевича. Попытки Хоткевича пробиться к осаждённым в Кремле полякам. Так и не добившись успеха, гетман Ходкевич с остатком войска ушёл из-под Москвы.

·         12 СЕНТЯБРЯ Под Варшавой умер в плену бывший русский царь Василий Иванович Шуйский.

·         22 ОКТЯБРЯ Ополченцы штурмом взяли Китай-город. Этот день считается вторым праздником иконы Казанской Божией Матери, благодаря которой атака завершилась победой.

·         26 ОКРЯБРЯ Осаждённые в Кремле поляки сдались.

·         НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ Временное правительство возглавляет митрополит Кирилл Ростовский, занявший пока место патриарха Филарета, находившегося в плену. По всем городам и землям разосланы грамоты о том, чтобы в столицу на Земский собор были отправлены выборные люди.

1613 ГОД

·         ЯНВАРЬ В Успенском соборе Кремля начался Земский собор, в котором приняли участие представители всех сословий и духовенства.

·         ФЕВРАЛЬ В Варшаву к Сигизмунду III направилось русское посольство. Филарета – отца будущего царя Михаила Фёдоровича Романова – Сигизмунд III не освободил; Владислав от претензий на русский престол не отказался.

·         21 ФЕВРАЛЯ На Земском соборе русским царём «наречён» Михаил Фёдорович Романов. «Заповедано, чтобы избранник Божий Царь Михаил Фёдорович Романов был родоначальником правителей на Руси из рода в род с ответственностью в своих делах перед Единым Небесным Царём. А кто же пойдёт против сего соборного постановления – царь ли, патриарх ли и всякий человек, да проклянется такое в сём веке и будущем отлучён бо будет от Святая Троицы». Михаил Фёдорович отказывался от престола, опасаясь, что поляки расправятся с его отцом, который находился у них в плену. Имеются сведения, будто молодого царя заставили подписать «ограничительную запись», где он обязался забыть и простить всё, что бы ни случилось с отцом.

·         20 МАРТА Подвиг костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина. Польский отряд остановился в костромской деревне Деревнице. Ограбив её, поляки потребовали у жителей проводника, чтобы он показал им дорогу к монастырю, где тогда находился «наречённый» на царство Михаил Романов. Проводником вызвался пойти Сусанин. Он завёл поляков в глухие болотистые дебри и за это был зарублен врагами. Позже Михаил Фёдорович в благодарность за подвиг Сусанина даровал его роду пожизненные привилегии.

·         11 МАЯ Митрополит Ефрем Казанский венчал Михаила Фёдоровича Романова на Царство.

·         МАЙ Льгота в податях и «пособии хлебом» крестьянам, переселявшимся в Сибирь. Переселенцы снабжались семенами, домашним скотом, земледельческими орудиями. Жалованная грамота торговым людям.

·         ИЮЛЬ Неоднократные вылазки поляков на русские земли. Поляки доходили до Калуги, Можайска и Тулы. Умер Юрий Мнишек – тесть двух Лжедмитриев. Яицкие казаки приняты в подданство Московского государства. (Через год казакам пожалована царская грамота на владение рекой Яик (Урал) .          

СМУТНОЕ ВРЕМЯ

·         Смутным временем охватывает 1598-1613 гг. За это время на русском престоле побывали царский шурин Борис Годунов (1598-1605), Фёдор Годунов с марта по июнь 1605 г.  Лжедмитрий I июнь 1605 – май 1606 гг. Василий Шуйский (1606-1610 гг.) Лжедмитрий II (1607-1610 гг.), Семибоярщина (1610-1613 гг.)

КРУГЛЫЙ СТОЛ: УРОКИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ 1612 ГОДА ДЛЯ

                                      СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ.

 

7. ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗГНАНИЯ ПОЛЯКОВ ИЗ МОСКВЫ

                                                                                            к.ф.н. С.А.Порохин.

 

           Наш круглый стол рассматривает национально-освободительную борьбу 1612 года и в целом борьбу Смутного времени (1605-1613 гг.), как урок, который может быть полезен, применительно к современности. Так вот, для современной истории Уроком может стать не столько изучение чисто военной организации Второго ополчения созданного Мининым и Пожарским, а сколько осмысление  самого главного явления, произошедшего в России в те роковые годы, когда могло погибнуть и государство, и вера народа, и сам русский народ.  Для нас необходимо осмысление именно знакового явления – Феномена духа, когда происходит паралич воли народа, и почему и когда происходит кристаллизация духа народа. Духа Русского народа в целом народов России. Феномен русского духа, его кристаллизация - это преодоление упадка духа, благодаря подвижничеству и духовному порыву воистину таких великих народных вождей, как Минин и Пожарский, сумевших передать свой духовный подъём миллионам сограждан, у которых до этого возник паралич воли. Подчеркнём, паралич воли, произошедший у сограждан всех сословий, от бояр, дворян, служилых людей, казачества, купцов и крестьян. Такой паралич воли происходит из-за своекорыстной государственной политики прежних вождей, волею судьбы, стоявших у кормила государства.

           Стоит бросить общий взгляд на положение Московского государства в разгар смуты в конце 1610 г., после убийства (своими же казачками) Лжедмитрия II (Тушинского Вора). По всей стране бродят казаки, везде грабят и жгут, опустошают и убивают. Эти казаки или вышедшие из Тушина после его разорения, или действовавшие самостоятельными шайками,  безо всякого отношения к тушинцам, бродят по городам и весям России ради одного грабежа. Северо-Западная часть государства Московского находится в руках шведов. Их войско отступило после битвы под Клушиным на Север, и с того момента, как Москва признала «своим царём» сына польского короля Сигизмунда III – Владислава, шведское войско открыло враждебные действия против русских, стало забирать города, ибо Москва соединясь договором с Польшей, тем самым делалась врагом Швеции. Но и Польша не прекращала военных действий против Руси. Поляки осаждали Смоленск и разоряли юго-западные области. Сама Москва занята польским гарнизоном, вся московская администрация – под польским влиянием. Король враждебного государства,  Сигизмунд III, из-под Смоленска распоряжается Русью своим именем, как государь, без всякого права держит в то же время как бы в плену великое московское посольство, притесняет его и игнорирует условия договора между Москвой и «царём» Владиславом. Таково было положение дел. Пока существовал Вор-Лжедмитрий II, это как-то сдерживало негодование «лучших» русских людей против поляков. Вор и тот общественный порядок, или вернее, беспорядок, который он воплощал собой, страшил их более, нежели возмущали поляки: сопротивляться же и тому и другому врагу вместе у русских, казалось, не было сил. После гибели Вора, его приверженцы без своего предводителя становились простыми разбойниками, теряли политическую силу. Движение против поляков стало проявляться яснее, определённее, сильнее. Во главе его стоял «Начальный человек Московского государства» - Патриарх Гермоген. А на Рязанской земле народное движение возглавил Прокопий Ляпунов. Он признавал Владислава до смерти Вора, но уже в янвре 1611 г. он же стал собирать войска на поляков и двинулся с ними на Москву. Когда разнохарактерное ополчение приближалось к Москве, Москва переживала трудные дни. Её бояре и поляки смотрели на Первое ополчение, как на беззаконный мятеж, народ же видел в нём своих освободителей. На помощь Ляпунову подоспел к Москве отряд земского ополчения с Димитрием Пожарским. Но он был ранен в бою под Китай-городом 19 марта 1611 г.  и увезён сначала в Троицкий монастырь, а потом и в свою вотчину. Поляки засели в осаду.

           Сойдясь под Москву земские и казачьи дружины не могли ужиться мирно между собой. 21 июля 1611 г. Ляпунов был на казачьем кругу своими же казаками и убит, за то, что он казнил мародёров. Потеряв предводителя, служилые люди утратили и силу. Ополчение разлагалось. Казачество подняло голову и теснимое им дворянство стало брести «розно», стало разъезжаться по домам. Тем не менее, осада Москвы продолжалась. После взятия Смоленска в июне 1611 г. Сигизмунд отправился в Польшу.  К Москве он отправил гетмана Ходкевича. В октябре 1611 г. тот был отбит подмосковными казаками и отступил от Москвы. Но ещё 5 августа 1611 г. в подземелье Чудова монастыря патриарх Гермоген написал свою последнюю грамоту в Нижний Новгород с призывом к освободительной войне «За Пречистыя дом, и за чудотворцев, и за веру».

          Уже в сентябре 1611 г. Земский староста Козьма Захарьев-Сухорук (Минин) начал собирать в Нижнем Новгороде Второе ополчение.  А в октябре по просьбе посланцев от нижнегородского веча из своей вотчины – села Мугреева Суздальского уезда – выехал в Нижний Новгород князь Дмитрий Пожарский. Там он вместе с Мининым, который ведал финансовым обеспечением, возглавил формирующееся второе ополчение. С этого времени вновь стала кристаллизоваться воля русского народа.  

                                                                           ***

           Такое явление, как паралич воли,  к сожалению, имеет свойство повторяться и на разных уровнях цивилизации, что может привести к гибели государства, если во-время не находятся конструктивные силы, способные направить разнонаправленность векторов сил его граждан к главной единой цели – к созданию жизнеспособного государственного организма, способного твёрдо себя защищать от деструктивных внутренних и внешних сил.

          Такое явление, как Феномен духа в России происходил не единожды. Паралич воли, подобный тому, что был в Смутное время, наступил и в 1917 г., когда Русская армия и страна, казалось, были на пороге победы, и «вдруг» всё обрушивалось, страна рассыпалась на множество частей, и позже плохо или хорошо преодолевала духовную смуту в огне Гражданской войны. А прежняя история царского времени опоганивалась.

         Подобный феномен духа, его кристаллизация, произошёл и осенью 1941 года в разгар Великой Отечественной войны. Именно тогда духовный вектор Власть и  народа совпали и стали едиными. Главой Советского Союза Сталиным в ноябре были произнесены те самые слова, которых наш народ не слышал от властей предержащих уже более 20 лет. Сталин произнёс: «Пусть вдохновляет вас образ Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Невского, Михаила Кутузова…». Он назвал святых и подвижников русского народа, которых народ всегда чтил. Народ понял, что и власть это осознала. Произошло переосмысление ценностей. Жизнь Российского государства (СССР) в иерархии ценностей человека - и воина, и гражданина страны, в момент, когда и власть на деле встала на сторону народа,  стала дороже их собственной  жизни. Солдаты пошли в атаку, презрев смерть, навстречу свинцу и стали и победителями врага. Вот тут то ярко и  проявился этот феномен духа. А ведь наша армия, уже к этому времени утратила перевес в силах и средствах над наступающим противником, какой она имела на начало войны как по численности войск, так и многократном превосходстве в численности и  качестве танков, самолётов, артиллерии. Красная Армия  вдруг, можно сказать, вопреки законам военного искусства  перекристаллизовалась и отбросила врага от стен столицы.  Сталин проявил себя подлинным хозяином Земли Русской, которую  необходимо защитить всем миром. Лозунг «За Родину, за Сталина!» как бы заменил «За Веру, Царя и Отечество!» по которому наш народ защищал в войны и смутные времена Землю Русскую!     

           Паралич воли произошёл и в 1991 г. когда страна рассыпалась на 15 кусков, и никто из 17 миллионов коммунистов не смог выступить единым фронтом, чтобы сохранить великую страну.

           Так вот, главным для государства и народа в роковые времена является состояние его духа: способна ли власть и народ в этот момент проявить феномен духа или нет. Хлебнув горя от развала страны в Смутное время начала 17 века, народ Руси сумел выдвинуть истинно государственных мужей, и воедино с ними, под единой волей Пожарского и Минина пройти народным ополчением к возрождению Великого государства, неважно какими дорогами, начавшимися от Нижнего Новгорода через Ярославль, а можно было бы и пусть даже, через  Смоленск или какой другой город, и в конце пути, проведя ряд горячих сражений освободить Москву от иноземных захватчиков. А уже потом, опираясь на лучших выборных людей, прибывших от всей русской земли, на русском соборе прийти к единой воле – и единогласно выбрать, пусть хоть бы и малолетнего, но всеми признанного по праву  преемственности из достойнейшего рода Романовых – царя Михаила Фёдоровича. А государственных мужей в едином и цельном государстве всегда у достойного царя  хватает. 

              Не оскудеет в этом смысле наша земля. И при строгом хозяине Земли Русской в ней жуликов и  рвачей на нашей земле у подлинного хозяина Земли Русской явно поубавится. Урок преодоления смутного времени таков:  Власть в государстве должна быть едина и несменяема. И, как говорил Наполеон, «Лучше один плохой генерал, чем два хороших». Вот почему для победы армии нужно единоначалие. Точно так и для государства – единовластие подлинного государя. Вот почему в конце своего жизненного пути я стал монархистом. Я хочу, чтобы у нас был несменяемый на десятилетия хозяин Земли Русской. И мой жизненный лозунг стал таким же, как и у всех наших предков: «За Веру, Царя и Отечество!» Государственный опыт заставил Сталина на десятилетия стать подлинным вождём Российского народа, до него безрассудно поделённого Лениным и иже с ним  на нацреспублики, рассыпавшиеся при небольшой встряске 1991 года. В них  не государственность стала играть главенствующую роль, а  разница разных национальностей.

И кратко об уроках.

   Смотрите, что мы видим сейчас. Вот на этом столе я разложил книги о Смутном времени. Все эти книгам я покупал на книжных развалах за четве5рть цены. Это свидетельствует о тои, что историей нашего Отечества мало кто сейчас интересуется. Вопрос: Власть это понимает или нет?!  Не говорит ли это о том, что в стране, как и в смутное время, происходит паралич воли. У каждого своя хата с краю. Вектора у власти  и у народа направлены в разные стороны.

   Пройдите по московским улицам. Везде вы увидите папуасские надписи на английском языке. Где мы в России или в Папуассии, зачем нам это? Что это, глупость или тонкий расчёт? Пройдите по московским паркам, зайдите, к примеру, в парк Сокольники. Из десяти мелодий, какие кругом звучат, вряд ли вы услышите русскую песню. А ведь я ещё помню те времена, когда в этот парк ходили и мои родители. Даже перед входом в парк звучали русские песни, и для публики, кто позабыл слова песни, разворачивали огромную шпаргалку со словами песни. И люди наши русские пели. Это вех единило.

   А сейчас целенаправленно делается смута в мозгах. Что, власть этого не понимает? Где это раскручивается? – Везде, на стадионах, в домах культуры, на телевидении. Вы посмотрите только, какие танцы там танцуют наши дети. Шотланские, латиноамериканские, африканские мелодии и танцы, а где наше русское, танцы, мкзыка, песни? Что это, уроки толерантности, или это уничтожение русской культуры на государственном уровне? Ведь, всё чужое, что сейчас на всех каналах телевидения и радио слышат наши дети, то они и будут до конца жизни воспринимать, как своё, а своё, русское – уже как чужое. Или, скажем, когда в октябре сего года в Москве в Лужниках прошёл фестиваль казачьей культуры, почему в СМИ нигде об этом загодя информации не прозвучало? Что это опять, глупость, или тонкий расчёт? Такая «наша» политика глупость, или тонкий расчёт? Почему на иностранных тренеров и футболистов тратятся десятки и сотни миллионов долларов, а на издание высокохудожественных и патриотических книг русских писателей в государстве гроша не находится. Дважды Московская городская организация Союза писателей России обращалась издательский центр столицы с просьбой опубликовать мою книгу стихов «Грани Московского Слова», и получала дважды отказ. А ведь стихи-то востребовыны, у меня более 300 публикаций подборок в литературных и прочих изданиях! Так что это, глупость или тонкий расчёт. Посмотрите, как выглядят сами здания Союза писателей России. Всё обшарпано.  На ремонт копейки нет, а Москва перезахлёбывается от избытка денег. Крушат асфальт, устанавливают плитку, которую каждый год будут ремонтировать, и только потому, что при попадании воды на песок, на котором она установлена, в морозный день под ней будет образовываться лёд, и плитка будет выппираться! Посмотрите, что с плиточной дорогой делается, установленной год назад! Что это, глупость? А стихи пишутся на века, и на них денег нет!

    И таких примеров «тонкого расчёта» миллион! Всё это парализует дух народа, и его волю. Народ всё ждёт, когда же наша власть наша предержащая начнёт понимать что жулики крепко сидят во властных структурах, а не в тюрьме, где им место. Ведь это враги, кто подрывает мощь армии материальную и духовную силу. И здесь нельзя лебезить. Как только власть начнёт действовать по правде и по совести заодно со своим народом, только тогда и произойдёт духовный подъём, произойдёт феномен духа. Только тогда будут прирастать железные дороги по 2 тысячи км в год, как при последних царях-императорах. А ведь тогда не было ни бульдозеров, ни экскаваторов! Строился могучий флот. За 20 лет Сталин возродил мощь отечества, а в наше безвременье русский  народ вымирает! Народ истосковался по подлинному хозяину Земли Русской! За Веру, Царя и Отечество!»                 

 

·          Утверждение Феодора на Российском престоле после смерти его отца Бориса Годунова зависело не столько от согласия москвичей, сколько от преданности и усердия войска, собранного под Кромами. Недеятельность главных воевод этой огромной рати, Мстиславского и Шуйского, неумение или нежелание истребить самозванца Лжедмитрия I, с его малочисленной дружиной заставили царицу и Феодора отозвать обоих князей в столицу, под благовидным предлогом, что Феодору нужны мудрые советники. На место Мстиславского под Кромы назначили главным воеводой боярина князя Катырёва-Ростовского, вторым воеводою большого полка – Басманова. Ратные люди дали присягу, но не долго солюдали её. Басманов оказался низким честолюбцем. Видя, что воеводы не хотят Годуновых, решился изменить им. Он соединился с князьями Голицыными и Салтыковымми и 7 мая объявил Дмитрия Царём Московским. Полки без сопротивления провозгласили его государём. Только немногие остались верными присяге Феодору и с двумя воеводами князьями Катыревым-Ростовским и Телятевским бежали в Москву. Жители Кром отворили ворота войскам перешедшим на сторону самозванца. Голицын поспешил к новому «царю» (Лжедмитрию) в Путиль с повинной от имени войска. Тот всех простил и велел войску идти к Орлу и там его дожидаться. Москва последовала примеру царского войска, а Москве – все другие города, и самозванец от Путивля до Москвы встречаемый как Сын Иоанна Грозного 20 июня 1605 г. вступил в Москву, избавясь перед тем посредством убийства от Фёодора и его матери. Не проходило дня, чтобы Лжедмитрий не присутствовал в Думе. Однако, обнаружив много ума в государственных делах, воли, мужества и искусства в достижении своей цели, Лжедмитрий не удержался на захваченном престоле, утратил народную любовь, озлобив все сословия необыкновенным легкомыслием. 2 мая 1606 г. в Москве явилось более 2000 поляков с невестой Самозванца, Мариной Мнишек. Мера терпения народного переполнилась с страшном взрыве негодования народа, предводимого князем Василием Шуйским. 17 мая Самозванец был растерзан в Кремле, многие поляки убиты, а Марина, отец и родственники, были заключены в темницы. Василий Шуйский был избран новым Царём.(1)

---

1.      См.: Военная история России, М., Эксмо, 2012, С.219.

2.       

  

    Когда Лжедмитрий II подступил к Москве князь Димитрий оставался в столице в осаде. В 1608 г. Князь Димитрий Пожарский возглавил небольшую Московскую рать и повёл её под Коломну с тем, чтобы не дать Тушинским отрядам Лжедмитрия II перерезать рязанскую дорогу, по которой в Москву шли обозы с хлебом.  Боевым делом Димитрия Пожарского было сражение под Коломной в 1608 г.:  внезапно напав на врагов, он разбил их, и захватил большие запасы и богатую казну. В том же году князь Пожарский одержал блестящую победу над поляками при селе Высоцком (в 30 верстах от Коломны), забрав множество пленных, запасы и казну.(5) Тогда впервые в свои 30 лет он получил чин воеводы.

   В 1609 г. состоял Димитрий при царе Василии Шуйском. Осенью 1609 г. князь Пожарский вновь был послан Шуйским расчищать рязанскую дорогу от полчищ пана Млоцкого и атамана Салькова. В Москву Пожарский возвратился с очередной победой. Князь Пожарский был пожалован Селом Нижний Ландех с 20 деревнями.   

    8 февраля (ст. ст.) 1610 г.  князь Пожарский был назначен воеводой в Зарайск. Пост по тому времени в город Зарайск был весьма значительный. Город Зарайск прикрывал от набегов крымских татар не только Переяславль-Рязанский, но и Москву. К крепости Зарайску тянулись малые города Рязанской земли – Пронск, Ряжск, Михайлов. Зарайский воевода был старшим военачальником всего Рязанского края» - писал историк Вадим Каргалов.(6) В Зарайске Пожарский не собирался отсиживаться от Тушинского вора. Когда Лжедмитрий I снова пошёл из Калуги к Москве, часть южных городов поддержала самозванца. Восстали посадские люди и казаки. Но князь Димитрий Пожарский всенародно объявил о своей преданности Москве. На короткое время он со стрельцами и городовыми казаками он заперся в кремле. Своё воинство он крепко держал в руках. В крепости хранились все запасы продовольствия, там же держали своё добро зажиточные горожане. Именно он начали переговоры с непреклонным воеводой. Историк Вадим Каргалов пишет: «Вскоре было заключено соглашение, по которому горожане отказались от «воровского царя» Лжедмитрия и поклялись верно служить Москве. В Договорную грамоту был включён основной политический принцип воеводы Димитрия Пожарского: «Будет на Московском царстве по-старому царь Василий, ему и  служити, а будет кто иной, и тому также служити». (…) Свержение царя Василия Шуйского освободило воеводу Димитрия Пожарского от присяги. Семибоярщину, впустившую интервентов в Москву, Димитрий Пожарский не признал, её политика была явно антинациональной».(7) Князь Димитрий Пожарский вступает на путь освобождения России от захватчиков.

   Центром освободительной борьбы стала Рязань. На призыв Прокопия Ляпунова съезжались служилые люди, здесь началось формирование Первого ополчения. «Семибоярщина», как в народе называли боярское правительство, пыталась притушить пожар освободительного движения, но это ей не удалось осуществить.

    После убийства Лжедмитрия II, его бывшие сторонники присоединились к освободительному движению. Казаки атамана Заруцкого выступили против поляков и прогнали запорожцев из под Тулы. К ополчению примкнули города Калуга, Казань, Муром и другие города.

   Бытует мнение, что Пожарский тайно выезжал в столицу для подготовки восстания горожан против боярского правительства и польских интервентов. Историк Скрыльников Р.Г. писал: «Если бы атака ополчения была поддержана восстанием внутри города, судьба боярского правительства была бы решена».(8) Но этого не произошло.

   

   В 1611 г. князь Пожарский освободил в Пронске Ляпунова. 17 марта, накануне прибытия передовых отрядов ополчения Пожарского к Москве, «Семибоярщина» спровоцировала стихийное народное восстание.  В Кремле и Китай-городе началась резня, немецкие и польские роты рубили восставших. Москвичи строили на улицах баррикады. 19 марта (ст. ст.) 1611 г. Пожарский пришёл со своим войском на выручку Москвы и, сражаясь с отрядом Гонсевского, загнал их в Китай-город. Весь следующий день он бился с поляками в спешно построенной у церкви Введения крепостце, где и был тяжело ранен. Большинство защитников крепостцы пало в сече. Москва запылала пожарами. Князя Пожарского тайно вывезли сперва в Троице-Сергиев монастырь, затем в поместье Нижний Ландех в 120 верстах от Нижнего Новгорода. Только позже Пожарский узнал, как разворачивались события. А тогда «2 тысячи немцев, отряды пеших гусар и 2 хоругви польской конницы получили приказ - зажечь весь город где только можно».(9) 

    Осенью 1611 года князь Пожарский по желанию нижегородцев возглавил Нижегородское земское ополчение. Для заведования казной был избран Козьма Минин.

   В конце февраля (ст. ст.) 1612 г. князь Пожарский выступил в поход.

    22 августа (ст. ст.) князь Пожарский вновь выступил в поход на Москву (из Ярославля). Польский военачальник Ходкевич, придя из Вязьмы, расположился со своим войском интервентов около Пречистенских ворот. Князь Пожарский, не дал полякам опомниться, направил на них удар своей конницы, и разбил их наголову. А через два дня довершил их поражение у Донского монастыря, захватил польскую артиллерию и  обоз, взял до 10 тысяч пленных.

    В начале 1613 г. князь Пожарский был назначен в боярскую думу. В день коронования царя Михаила Фёдоровича он из стольников был пожалован прямо в бояре и нёс в Успенский собор царский скипетр.