ОБЪЕДИНЕНИЕ ЖУРНАЛИСТОВ КАЗАЧЕСТВА
Наши награды

Скачать оригинал газеты

Служу в храме великомученика Пантелеимона

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ХРАМЕ. КАК НАЧАТЬ, ЧТОБЫ НЕ БОЯТЬСЯ

Священник Владимир Панарин

Дети боятся идти первый раз в школу. А взрослые боятся ходить в храм: "Ничего не знаю, меня засмеют". Меня попросили написать краткое руководство: Как вести себя в храме. Рассказываю.

Крестное знамение

   Наденьте и никогда не снимайте   крестик, его носят под одеждой.

   Первым делом научитесь правильно креститься: лоб, живот, правое плечо, левое плечо, опустите руку, поклонитесь Богу.

Крестимся правой рукой, даже если левша. Пальцы складываем так: мизинец и безымянный кладём на ладонь, а большой, указательный и средний - щепоткой. Два пальца на ладони - в знак Христа - что Он Бог и человек. А три пальца - в честь Святой Троицы.

Креститься нужно осторожно, как будто у Вас в руках огонь или лезвие. Такое знамение отгоняет демонов, пожигает страсти и грехи, освящает.

 

Перед иконой

Обычно перед иконой крестятся 2 раза, целуют, прикладываются лбом, ещё раз крестятся.

Детей можно приложить ручкой, не надо их бить лобиком о стекло. Кто постарше, может сам поцеловать.

Если стоите в очереди к мощам или образу, креститесь заранее, чтобы не задерживать людей. Можно и 1 раз перекреститься, не грех.

 

Поклоны

Некоторые бабушки учат "рукой пол доставать". Это народное творчество. Руку можно опустить, но колени не надо сгибать, пол не нужно трогать.

Когда священник на службе к Вам оборачивается лицом и говорит "Мир вам!", не нужно креститься, нужно склонить голову и тихо сказать: "И дУхови твоему".

Когда делать поклоны на коленях, лучше смотреть за другими. На Литургии (служба, на которой причащаются), всегда кланяются на коленях, когда выносится Чаша с дарами перед причащением.

Женщинам я бы советовал вставать в храме где-нибудь в конце и не сгибаться пополам, достаточно согнуть спину. Чтобы не вызывать у позади стоящих мужчин никаких неприличных мыслей.

 

Если мужчин много, они встают в правой части храма, а женщины в левой. Мужчинам советую не вставать за женщинами, проходите вперёд.

 

Исповедь

Ещё называется "Таинство Покаяния". Вы в присутствии священника просите прощения у Бога, а батюшка властью, данной от Бога прощает и разрешает (развязывает) от грехов. Это обязательное условие перед Причащением для всех, старше 7 лет.

Узнайте в иконной лавке (регистратуре), когда будет исповедь, вечером или утром. В конце есть ссылки на статьи "Ошибки исповеди" и "Первая исповедь ребёнка".

 

Чаша с Дарами

К ней можно подходить только крещёным. Взрослым - кто подготовился к Причастию: постился среду и пятницу, прочитал Последование ко Святому Причащению, исповедался и получил благословение от священника причащаться. Часто читают ещё Три канона, об этом - в отельной статье, ссылка ниже. Про детей - тоже отдельно.

Нужно твёрдо верить, что Христос - Бог, который стал человеком. Что в Чаше под видом вина и хлеба - Его Настоящие Тело и Кровь. Что мы таинственно соединяемся с Ним, и Он живёт в нас.

Причащаемся натощак. Нужно не есть и не пить за 6 часов до службы. Но обычно это делают уже с 00:00. И уж тем более не курить!

Почистите зубы и вечером и утром. Если случайно глотнули воды - не беда, в этом не надо даже исповедоваться. Также и с лекарством - принимайте и причащаетесь.

Подходя к Чаше, заранее уберите от лица волосы, вытрите губы, перекреститесь. Рядом с Чашей нельзя креститься и кланяться, руки нужно заранее сложить на груди буквой Х, правая поверх левой.

Рот нужно открыть широко. Когда священник подаст ложку с Причастием, рот нужно закрыть, облизать. Затем вам вытрут уста тканью (платом). После этого поцелуйте низ Чаши и не делая резких движений отойдите к запивке. Если причастников много, могут не дать целовать Чашу.

Съешьте просфору и запейте "теплотой", теперь можно перекреститься и поклониться Богу. В храме после службы или дома прочитайте Благодарственные молитвы после причащения.

 

Дети и Причастие

Если никогда не причащали, встаньте в сторону, посмотрите, как это делают другие. Младенца взрослый кладёт на свою правую руку, голова малыша справа, левая ручка под подмышкой взрослого, правая ручка ребёнка прижимается к его телу. Всё для того, чтобы не разлить Чашу.

Дьякон или алтарник держит голову ребёнка, может нажать на щёчки, чтобы приоткрыть рот. Если священник вас не знает, скажите ему: ребёнок причащается только Кровью или он уже привык и прожуёт и Тело.

Перед Причастием не кормите малыша минут 20, чтобы не срыгнул. После Причастия не давайте соску минут 5.

 

Службы

Вечером в храмах служится Вечерня и часто Утреня. Раньше Утреня служилась с восходом солнца, и так продолжают служить на Афоне. Но людям в миру - это неудобно, поэтому служат заранее, с вечера.

Вечером службы бывают простые, часа полтора. Бывают более торжественные - "Всенощные бдения". Да, раньше их служили всю ночь. На бдениях часто освящают хлеб, вино, масло. Хлеб с вином раздают верующим, маслом помазывают.

Утром служится Божественная Литургия. Как раз за ней люди и причащаются. После Литургии часто бывает благодарственный молебен.

 

Самая сильная молитва

В храмах принято "подавать записки". Вот их виды:

1.                  Заказные обедни. Или просто "заказные", "обедни". Бывают о здравии, или об упокоении. Только о крещённых. Самая "сильная" молитва в Церкви. Священник вынимает частицу из просфоры, поминая имя. А после причащения людей, ссыпает частицы в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов этих людей.

2.                  Сугубая заказная. Та же самая заказная обедня, только с дополнительной молитвой - об исцелении, благодарении, ниспослании помощи Духа Святого, заключённых, на всякое прошение. Можно встретить о беременных, учащихся, пьющих.

3.                  Простая записка, простое поминовение в алтаре. Также за живых или усопших.

4.                  Молебен - только о здравии. По идее, можно и за некрещёных. Бывает несколько видов молебнов: с акафистом, водосвятный и другие.

5.                  Панихида - похожа на отпевание, но можно заказывать много раз.

6.                  Парастас - редко служится. Это заупокойное поминовение за Утреней.

Если Вы ошиблись с именем, ничего страшного, Бог видит за кого заказывали. Если перепутали о здравии/за упокой - тоже Бог разберётся. Но если кто специально заказал о живом "за упокой" - то тому, о ком молятся - ничего не будет. А вот горе-колдуна Бог жестоко накажет.

В некоторых епархиях сорокоуст есть только об упокоении, а о здравии говорят "поминовение 40 дней". В других епархиях есть заздравный сорокоуст, есть заупокойный. Это всё 40 дней Заказных обедней. Если службы не каждый день, то 40 дней могут растянуться и на 10 месяцев.

 

Каждение

Больше всего паники может вызвать каждение храма. Обычно люди отходят в одну сторону, немного склонив голову в сторону священника. Некоторые крутятся по кругу, чтобы всегда стоять лицом к священнику, которые кадит. Это не совсем верно. Достаточно слегка повернуться.

 

Крест

В конце Литургии или молебна священник даёт целовать крест. Нужно поцеловать ноги Христу и поруч/руку священнику. Прикладываться лбом ни к чему не надо.

Как благословиться у священника

Чтобы это сделать, сложите руки: правая поверх левой. Священник Вас осенит крестным знамением и положит руку на ладони, её целуют, прикладываться лбом не надо. Как Вы понимаете, целуют руку Христа, Который и благословил. Если не хотите целовать руку, просто склоните голову со словами "Батюшка, благословите", он положит руку на голову.

 

Спрашивайте

Купите брошюру "Первые шаги в храме" или "Что должен знать христианин". Если что-то не понятно, спросите в иконной лавке / регистратуре. Вам подскажут! Запишитесь во взрослую воскресную школу при храме. Больше читайте!

 

Не осуждайте

Старайтесь повторять за большинством, это проще всего. Если кто-то делает что-то не так, не обращайте внимания. В каждом храме, епархии могут быть немного разные традиции.

 

**********************************************************************************

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Навстречу 75-летию Победы советского народа в

Великой Отечественной войне

(1941-1945гг.).

 

         Вместо преамбулы - фрагменты статьи председателя Центрального Совета организации «Дети войны» Н.В. Арефьева, опубликованной в газете «Советская Россия»: «Закон «О детях войны» отвергнут единороссами в восьмой раз».

         «21 января 2020 года, в День памяти В.И.Ленина, в 16.00 часов был рассмотрен законопроект «О детях войны», внесенный фракцией КПРФ. Но фракция «Единая Россия»

была неумолима, и за закон проголосовали только оппозиционные депутаты в составе 103 человек. 

        - Неделю назад, - сказал Н.В. Арефьев,- в этом самом зале был принят закон о присуждении звания «Город трудовой славы» городам, которые во время войны внесли максимальный вклад в победу над фашизмом. Проголосовали все за, и это правильно и справедливо, но вот проголосовать за тех, кто эту славу создал в годы войны, осмеливаются только оппозиционные депутаты. Где же справедливость? Городам слава, а людям в городах нищенское существование, за то, что они эту славу создали?

         Ради справедливости нужно отметить, что в годы войны рабочих рук не хватало, и на работу принимали добровольцев – детей нетрудоспособного возраста. Это они стояли на снарядных ящиках из-за малого роста у токарных станков и точили снарядные гильзы или шли за сохой на пашне опустевших колхозов. Это им пришлось восстанавливать разрушенное войной хозяйство, осваивать целину, Сибирь, атомную энергетику и космос. Юрий Гагарин был» ребёнком войны», «детьми войны» были все первые космонавты. Только» детям войны» досталась минимальная пенсия, а доходы от того потенциала, который построили «дети войны» достались воровской шайке. 

 

МЫ – ДЕТИ ВОЙНЫ

(Из воспоминаний Тамары Васильевны Веретехиной, участницы

встречи «От всей души», которую вела народная артистка СССР,

диктор В.М. Леонтьева в г. Люберцы, 1992 г.)

 

         В 1937 году, когда мне исполнилось пять лет, меня повезли в Алупку, в лучшую здравницу Крыма. В свое время она была построена на деньги известного профессора Боброва и носила его имя. Здесь лечились костно-туберкулезные дети. Среди них оказалась, и я…

        Через год меня перевели в костно-туберкулезный санаторий Ешиль-Ада под Ялту. Из этого безоблачного периода своего детства запомнила прогулки по экзотическим аллеям Ботанического сада, а еще отроги Ай-Петри, куда нас, больных детей, вывозили принимать солнечные ванны и дышать горным воздухом.

         Начавшаяся война докатилась и до Крыма. В 1942 году нас спешно вывезли из Ялты на пароходе «Армения» на Кавказ. Нам очень повезло, потому что рейс благополучно завершился.

Следующий уже не состоялся: пароход был потоплен фашистами. Так вот, доставили нас не без

 

=================================================================

 

приключений в Тиберду, в район Невинномысской станции под Орджоникидзе. Разместили сначала в школе, а потом в течение месяца развозили по разным здравницам, где были свободные места.

         В июне 42-го мы видели, как отступали наши части, как не выдержали и ушли вслед за ними несколько воспитателей с ходячими больными. Мы, по существу, остались одни лицом к лицу со смертью. Когда местные жители попрятались и разбежались, в аул ворвались немцы…

         Территорию нашей здравницы обнесли колючей проволокой, и в считанные часы мы оказались уже в детском концлагере. Отто Веснер, начальник гестапо, отдал приказ: уничтожать неполноценных детей, и его подручные с немецкой точностью и педантичностью бросились выполнять распоряжение своего шефа.

         Меня и других, более-менее крепких детей поместили в так называемый «лазарет», где фашистские изверги в белых халатах проводили над нами опыты на выживание. Брали кровь, прививали цингу и другие инфекционные заболевания.

         Первую машину смерти на Кавказе фашисты применили к костно-туберкулезным детям. И без того обиженных судьбой несмышленышей с большими голодными глазенками набивали до отказа в машину-душегубку, пускали газ и маленькие застывшие в смертельной агонии тела сбрасывали в ущелье. Те немногие из взрослых, кто видел это, теряли разум…

         Когда гитлеровцы приходили за очередными жертвами, жуткий страх парализовал нас. С большим трудом отрывали детей от прутьев металлических коек, косяков, дверей. Эти крохотные существа неистово цеплялись за жизнь…

         У меня в 9 лет появился седой клок в волосах. Такова была цена жизни.

         Истязатели не могли уничтожить сразу около двух тысяч больных детишек, скопившихся здесь, ибо знали, что отряды мстителей, обитавшие в горах, тут же расправятся за невинно уничтоженные жизни. Партизан враги боялись пуще всего, поэтому нас, детей, истребляли методично – изо дня в день, небольшими партиями… Палаческим изощрениям не было конца, и прерывались пытки лишь на время религиозных праздников. Нам была уготована роль подопытных кроликов…

         Это были «набожные» люди. Так, на Рождество нам в «подарок» привезли вареную облитую бензином сою. Мучители с усмешкой смотрели, как корчились в страшных судорогах, бились мы, голодные и истерзанные дети, катаясь по полу, крича и плача.

         А после, в один из экспериментальных дней, фашистские изуверы мне выкололи глаз. Ходили слухи, что из нас хотели сделать детей-шпионов со вставными фотоустройствами в выколотых глазах… Более изощренного изуверства не придумать и в аду…

         Когда советские войска развернули активные боевые действия по освобождению Кавказа, на территории так называемого госпиталя появились 30 альпинистов из дивизии «Эдельвейс». У них было задание – уничтожить так называемую «медицинскую» лабораторию вместе с нами, уцелевшими к тому времени «кроликами». Но скрыть следы преступления фашистских врачей-извергов не удалось – ударили партизаны…

         Наших солдат-освободителей мы встретили с недоверием, настороженно. Один веселый балагур пытался, было, погладить маленькую девочку, а та зубами вцепилась в рукав гимнастерки. За горькие дни войны мы разучились отличать добро от зла… А солдаты развернули тут же, на поляне возле лагеря, походную кухню, сварили котел вкусно пахнущей пшенной каши. Ребятишки облепили кашевара в белом колпаке со всех

сторон, протягивая к нему спичечные ручки с алюминиевыми мисками. Тот, с волнением глядя на

сморщенные старческие кулачки, смахивал с небритых щек невольные слезы и щедро наваливал с

верхом невиданное для нас яство.

         - Что вы делаете? – вовремя подоспела к котлу наша единственно уцелевшая из всего медперсонала (последних медсестричек расстреляли фашисты перед бегством) тетя Аня Чибисова, которую все мы ласково называли Кукуся. Она быстро стала отнимать у детворы миски, стряхивая содержимое обратно в котел. Тех же, кто убегал от нее, на ходу заглатывая пшенку, через десять-пятнадцать минут подоспевшие врачи с трудом возвращали к жизни.

      Меня Кукуся уберегла во второй раз от смерти, в первый раз – несколько раньше, когда фашисты и среди детей проводили расовую чистку и меня, чернявенькую, посчитали еврейкой…

       

 

Всё это случилось полвека назад. Однажды, теплым весенним днем, за мной приехала мама Александра Алексеевна Жохова. Она после многократных безуспешных попыток всё-таки разыскала меня через министерство здравоохранения. Возвращалась я в Москву вместе с мамой, вместе с нами ехали еще 60 подмосковных ребятишек – все, кому удалось уцелеть после фашистских расправ…

         Всё страшное осталось позади: побои, истязания, голод, нечеловеческие опыты. Мы возвращались в детство…

         И дальше моя судьба складывалась не совсем так, как мечталось, как хотелось…

         Моя мама – детдомовка. 16 апреля 1992 года ей исполнилось 87 лет. Всю жизнь она проработала на заводе сельскохозяйственных машин им. Ухтомского. Сама с раннего детства перенесшая столько невзгод и испытаний, она энергично устраивала мою жизнь, а в черную годину войны кинулась разыскивать меня, больную и беззащитную девочку.

         Как и мама, я тоже оказалась на заводе Ухтомского, в литейном цехе, где и проработала добрую четверть века. Врачи отказали мне в здоровье, в материнстве, но я человек упорный. Выбрала работу, прямо скажу, не из легких. Немногие рискнут хотя бы несколько минут постоять возле раскаленной печи, а я работала из смену в смену, из месяца в месяц, из года в год…

         Да и детьми меня Бог не обидел: девятерых дал, да троих не уберёг… Шесть детей в живых осталось – три сына: Александр, Андрей, Виктор и три дочери: Ирина, Светлана, Алла. Зато у меня теперь аж 14 внуков!..

         Я благодарна покойному директору завода Спиридону Павловичу Попову, который получил Звезду Героя Соцтруда из рук самого Л.И. Брежнева, а ночью в тот же день скончался. Благодарна начальнику литейного цеха Леонарду Александровичу Коржихину, заместителю директора по быту Анатолию Ивановичу Мазурину, которые все эти годы помогали мне и моей семье выжить, встать на ноги. Могу лишь сказать одно – все мои дети прошли закалку своих характеров, своих судеб в нашем литейном цеху. Бывало вся династия выходила в ночную смену… Все мои дети работали формовщиками… Вот так!

   Записал рассказ Т.В. Веретёхиной  автор сценария встречи «От всей души»

                                             В.П. Аушев 24 мая 1992 г.

*************************************************************************

 К 225-летию со дня рождения Александра Грибоедова

225 лет назад в первопрестольной в семье офицера гвардии родился великий русский писатель и дипломат Александр Сергеевич Грибоедов. Как Пушкин и Лермонтов первоначальное образование получил дома, потом до 1805 года учился в Московском университетском благородном пансионе. С 1806 г.по 1812 г. Александр уже студент Университета, а ему всего – то 11 лет. К началу войны с французами он окончил словесное и юридическое отделения, стал кандидатом прав и кандидатом словесных наук, одновременно учился и на естественно – математическом факультете. 

Фото 1, 2 - дом в Москве на Новинском бульваре

 

В 1812 году Грибоедов готовился к экзаменам на степень доктора наук, но после вторжения Наполеона поступил добровольцем на фронт.

 

С лета 1814 г.по август 1818 г. Грибоедов жил в Петербурге, поступил на службу в коллегию иностранных дел, где и познакомился с Александром Пушкиным. С августа 1818 года молодой дипломат назначается секретарём дипломатической миссии в Персии, способствовало этому знание истории, географии и экономии Востока. В те времена самолётов ещё не было, долгий путь лежал через Кавказ, где молодому дипломату посчастливилось познакомиться с героем войны 1812 года генералом Ермоловым.

В Персии, ныне Иране, Грибоедов два года жил в Тегеране, Тавризе, с 1821 года служил в Тифлисе под руководством Ермолова. Отпуск длиною в два месяца провёл в тульском поместье своего закадычного друга Степана Бегичева, а потом в Москве. Всё это время он посвятил работе над пьесой « Горе от ума». Комедия, даже не напечатанная, разошлась по  России в списках.

В июне 1825 года дипломат возвратился в Грузию, во время восстания декабристов  в Петербурге его там не было, тем не менее, в январе 1826 года Грибоедов был арестован, доставлен на гауптвахту Главного штаба, где  пробыл  около четырёх месяцев, освобождён с аттестатом о непричастности к  тайному обществу.

 В июле 1826 года началась русско-персидская война, Грибоедов вернулся в Тифлис. С 12 мая 1827 года писатель участвовал в походе на Эривань, в сражениях у крепости Аббас-Абад. 10 февраля 1828 года в местечке Туркманчай при его непосредственном участии был подписан мирный договор с Персией, а на подпись Николаю  подал 14 марта 1828 года. После аудиенции у императора Грибоедов был назначен полномочным министром в Персию.

9 сентября 1828 года Грибоедов уже с женой Ниной Чавчавадзе уехал в Персию, в октябре прибыл в Табриз. В сопровождении казачьего конвоя  9 декабря Грибоедов прибыл в Тегеран, где был встречен с почётом.  11 февраля 1829 года по наущению английских дипломатов и реакционных кругов Персии, при попустительстве шаха на русскую миссию была направлена громадная толпа.  Грибоедов, сотрудники миссии и небольшой отряд казаков героически защищались, но были растерзаны толпой.

Пушкин писал о гибели Грибоедова: « он погиб под кинжалами персиян». Обезображенный труп дипломата, бывший целых три дня игралищем тегеранской черни, был узнан только по руке, простреленной пулей. 1 июня 1829 года Пушкин встретил на перевале через Безобдальский хребет арбу!! с телом Грибоедова.

Похоронили Александра Сергеевича Грибоедова 30 июля 1829 года в Тифлисе в ограде монастырской церкви на горе Мцатминда, как и завещал он своей любимой жене.

Надпись на камне гласит: « ум и дела твои бессмертны».

Валентина Плотникова

****************************************************************************

Русский дипломат с душой поэта.

По духу времени и вкусу он ненавидел слово "раб"...

В этом году мы отмечаем 225 лет со дня рождения Александра Грибоедова. «Иного века гражданин». Он оставил огромный след в истории культурной жизни нашей страны. Александр Сергеевич являл собой редкий пример эрудита и полиглота. Наделённый редкими природными способностями и необычайным трудолюбием, он овладел французским, английским, итальянским, древнегреческим, латинским, персидским, грузинским языками и игрой на фортепиано. Автор нескольких фортепианных пьес. В музее-заповеднике «Хмелита» Смоленской области проходят торжественные мероприятия, которые дали старт юбилейному году драматурга.

Музейные сотрудники говорят, что их главный экспонат - сама усадьба. . «Горе от ума» стало одним из масштабных самиздатов в России.

При жизни Александра Грибоедова издавать его комедию было запрещено цензурой. Однако вся

Россия прочитала «Горе от ума» вот в таких рукописных книгах. Комедия родилась в Москве. А ее герои жили в Хмелите. Считается, что обитатели вяземской усадьбы стали прототипами героев «Горе от ума». К примеру, красный кабинет - комната дяди драматурга Алексея Грибоедова, его черты современники узнали в Фамусове, кузину - в Софье. А это комната самого драматурга, приезжавшего каждое лето гостить в Хмелиту.

«Поклон Грибоедову» в честь его юбилея совершили ведущие музеи России, предоставив для выставки в Хмелите экспонаты, рассказывающие о его эпохе и служении Отечеству. В стенах главного дворца ученые в эти дни обсуждают наследие Грибоедова, истоки его многочисленных талантов.

В ближайшее время у «Хмелиты» появится филиал в Смоленске. Предполагается, что он будет открыт в Маховой башне, музеефицированной год назад. «Этот филиал будет заниматься не только увеличением потока туристов в Хмелиту, будет не только рассказывать о жизни и деятельности музея "Хмелита", но и будет заниматься вопросами музеефикации смоленской крепостной стены», - рассказал директор Департамента музеев Министерства культуры РФ Владислав Кононов.

 

Поздравления продолжают поступать в Хмелиту. Но главное торжество еще впереди - традиционный грибоедовский праздник 23 мая пройдет с особым размахом.

В год 225-летия со дня рождения великого русского поэта и дипломата А.С. Грибоедова особенно актуальной можно считать задачу расширения наших представлений не только о богатой событиями жизни писателя, но и о его разносторонних талантах. Эту задачу в значительной мере решает книга "Александр Грибоедов. Неизвестные страницы великой судьбы", подготовленная самыми известными грибоедоведами нашей страны. В ней читателей ждет встреча со статьями и материалами, посвященными таким малоисследованным темам, как родословие Грибоедовых, Грибоедов и русская усадьба, творческая история "Горя от ума", дипломатическая деятельность Грибоедова, обстоятельства разгрома российского посольства в Тегеране, раскрытые с помощью неизвестных ранее архивных документов. Уникальность сборнику придает то, что в нем впервые в научно-популярном издании представлены "Путевые заметки А.С. Грибоедова" 1818-1827 гг., "Иконография А.С. Грибоедова", включающая в себя около 120 иллюстраций, а также "Поэтический венок А.С. Грибоедову", вобравший в себя стихотворения 20 поэтов.

 

Интересно, что под именем Татьяны Юрьевны в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» выведена Прасковья Юрьевна ГАГАРИНА. Но это еще не открытие – это общеизвестный факт!

 

А открытие в том, Прасковья Юрьевна ГАГАРИНА – первая русская воздухоплавательница!

8 мая 1804 она поднялась в воздух на воздушном шаре, сконструированного французом Гарнером, и приземлилась в имении Вяземских - Остафьеве. Воздушный шар долгое время хранился в имении.

Выдающий поэт первой половины 19 века П. А. Вяземский шутил, что он стал знаменит благодаря тому, что в его имении приземлилась Гагарина, его будущая теща!

Каков же итог всей этой истории? Он совершенно удивительный, его трудно назвать простым совпадением - первая русская женщина- воздухоплавательница и первый космонавт, преодолевший земное притяжение - ГАГАРИНЫ! Символично – ГАГАРА – это птица!

 

 

25 января – день рождения В.С.Высоцкого.

 

"КУДА Б НИ БРОСИЛА СУДЬБА, ГДЕ Б НИ ИСЧЕЗ,

ПРИПОМНИ ЭТОТ ЗАЛ - И УЛЫБНЕШЬСЯ...

ВЕК БУДУТ ЖДАТЬ ТЕБЯ -

И С МОРЯ И С НЕБЕС

И ПРИГЛАСЯТ НА БЕЛЫЙ ВАЛЬС, КОГДА ВЕРНЕШЬСЯ! "

 

Владимир Высоцкий "Белый вальс"

(подборка из разных источников)

 

 

И репортаж из Звёздного городка, где побывала представитель ОЖК О.В.Локтева:

Звёздный городок - прекрасный живописный уголок Московской области,  в котором живут и готовятся к полётам в космос люди героической профессии-космонавты.

Достопримечательности:

Памятник первому космонавту планеты Юрию Алексеевичу Гагарину. Памятник установлен в 1971 году, в честь десятой годовщины первого в мире полёта человека в космос. Авторы: скульптор Б. Дюжев и архитектор А. Завразин.

Аллея героев-космонавтов - центр Звездного городка. После успешного космического полёта все жители и гости встречают экипаж и проходят торжественным маршем по аллее к Дому космонавтов.

Дом космонавтов-уникальное учреждение культуры, где проходит официальная часть церемонии встречи космонавтов, вернувшихся из космоса и различные культурные мероприятия. Здание построено в 1967 году при участии Ю.А.Гагарина и первого отряда космонавтов.

 

Храм Преображения Господня – деревянный храм с тринадцатью голубыми куполами, созданный по проекту и поддержке благотворителей А.Н. и Г.Н. Кузнецовых. Одновременно напоминает древние постройки Кижи и устремлённую в небо ракету.

 

Именно здесь, в Доме Космонавтов Звёздного городка, состоялось грандиозное мероприятие в честь 225-летия А.С.Грибоедова

25 января 2020 года в Доме космонавтов Звёздного городка состоялся БАЛ, в честь 225-летия великого русского драматурга, поэта, композитора, дипломата Александра Сергеевича Грибоедова. Здесь, в Доме космонавтов встречали гостей, приехавших из разных уголков Московской области, Москвы и Калуги на Грибоедовский бал.

Очень приятно, что Грибоедовский бал в Доме космонавтов получил поддержку и помощь в организации от Фонда культурного наследия Грибоедова. На бал приехал Председатель Совета Фонда, член Союза писателей России, лауреат Национальной премии в области развития связей с общественностью «Серебряный Лучник», международной премии «Элита информациологов мира», Национальной литературной премии «Золотое перо Руси», кандидат исторических наук, президент ART GRIBOEDOFF CLUB Алексей Сергеевич Чертков.

Он поблагодарил всех участников бала за интерес к судьбе и творчеству А.С.Грибоедова и вручил Благодарности за работу по подготовке и проведению мероприятия, в честь 225-летия А.С.Грибоедова, художественному руководителю Дома космонавтов Л.А.Котловой и танцмейстеру бала, доценту МГИК, эксперту Общественной палаты РФ, автору социального проекта «Культура мира» С.Б. Жукеновой.

 


Запомнилось это прекрасное мероприятие с незабываемой атмосферой праздника. Восхитительными танцевальными, музыкальными номерами.

 

Браво! Благодарю организаторов мероприятия за приглашение, Людмилу Котлову, Сауле Жукенову и их помощников. Мне очень понравилась подготовка от организаторов -  всё по теме и в целом и во всех "ньюансах", организаторы учли всё. В большом зале (киноконцертном), где переодевались дамы была волшебная музыка Чайковского...В фойе видеофильм о Грибоедове, к которому я с детства нежно отношусь (история связана с моими родными, живя на Хопре моя мама в юности изучила грузинский язык по самоучителям, чтобы читать Шота Руставели в оригинале, Тбилиси - Тифлисом, Нино Чавчавадзе + А.С.Грибоедов...я даже в диссертацию на философском факультете МГУ из любви к этой истории, вставила труды потомка Чавчавадзе, с которыми потом встретились...) И куда ни загляни в Доме Космонавтов - в каждой зале фоном звучала прекрасная музыка...И радовали очи прекрасные композиции, полные радости, вкуса и ауры эпохи...И все тщательно подобранные номера меня и моих друзей порадовали очень.    Ведь не зря же так поддерживал зал выступающих , когда внезапно замолчала техника. Это даже стало своего рода "изюминкой" - запомнилось всем. Уровень Грибоедовского бала в Доме космонавтов по всем параметрам получился просто фантастическим!

Благодарим за участие в музыкальной программе бала

замечательный вокальный дуэт " RomanOxa".

Роман Сладкопевец - доктор наук), к.п.н., доцент кафедры музыкального образования МГИК, лауреат всероссийских и международных конкурсов и Оксана Ланщикова - доктор наук к.п.н., доцент кафедры музыкального образования, и.о.декана факультета музыкального искусства МГИК, лауреат всероссийских и международных конкурсов.

В их исполнении мы услышали дуэт Ганны и Данило из оперетты Леграна "Веселая вдова". За роялем концертмейстер РАМ имени Гнесиных и Камерного хора Большого театра Альбина Березина. Впечатлил вокал : ОЛЬГА БАЛАШОВА- СОЛИСТКА КОРОЛЕВСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ ПАРМА, ИТАЛИЯ и Волшебство Праздника и вся созданная нами всеми (организаторами и участниками, друзьями гусарами и дамами - историческими реконструкторами...всеми творческими душами... атмосфера понравилась очень всем. Звучали строки  А.С.Грибоедова – поэта и музыка А.С.Грибоедова- композитора. Конечно же, на балу много танцевали!

26 танцев основных в двух отделениях + ещё 4 - для тех, кто не мог остановиться! Мы с кавалерами танцевали все танцы без исключения. Все танцы были прекрасны и две сотни людей сотворили разноцветный светлый энергетический узор. В космическом Звёздном мы танцевали в ритме гармонии со Вселенной. А вы как думали?! Ведь танцы это же не просто заученные движения. Божественно!                                 

Локтева О.В., член ОЖК

Фото Яны Булаш

 

 

 

 

Герб Москвы                                                        

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ

 

     28 января 2020 года в здании Правительства Москвы (Новый Арбат, 36) в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений проведена X Международная научно-практическая конференция «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества». Организатором мероприятия  выступил Синодальный комитет Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. Конференция прошла при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Актуальность мероприятия продиктована потребностью сохранения, развития и продвижения культурно-исторических традиций и духовно-нравственных ценностей российского казачества, расширения деятельности по содействию соотечественникам-казакам, проживающим за рубежом, в сохранении их культурной и духовной самоидентификации.

      В работе конференции приняли участие архиереи Русской Православной Церкви, священники войсковых казачьих обществ, руководители епархиальных подразделений по взаимодействию с казачеством и казачьи духовники, атаманы, казаки и казачки войсковых казачьих обществ и общественных объединений казачества, а также представители органов государственной власти, научно-образовательного сообщества, средств массовой информации, студенты вузов.

 

     На пленарном заседании «Великая Победа: наследие и наследники, состоявшемся в Большом концертном зале, с приветственным словом выступили председатель Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталий Сучков, атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда и доктор экономических наук, профессор, ректор Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) Валентина Иванова.

    В обсуждении выступлений были затронуты следующие темы: «Взаимодействие церкви и казачества в России и за рубежом: формы и методы работы»; «Опыт работы казачьих молодежных организаций»; «Духовно-нравственное воспитание в системе непрерывного образования казаков: традиции и инновации»; «Роль самобытной казачьей культуры в становлении современного казачества».

    «Научно-практическая конференция важна для дальнейшего развития современного российского казачества. Особое внимание на форуме уделено казачьей молодежи и молодежным организациям, их деятельности и перспективам», – обобщил её значение Виталий Сучков, руководитель столичного Департамента национальной политики и межрегиональных связей.

По итогам конференции была принята резолюция, фрагменты которой мы публикуем в данной информации.

    В рамках прошедшей Х Международной научно-практической конференции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества» состоялись следующие мероприятия; пленарное заседание «Великая Победа: наследие и наследники»;  диалог-клубы: «Взаимодействие Церкви и казачества в России и за рубежом: формы и методы работы»; «Опыт работы казачьих молодёжных организаций»; «Патриотическое воспитание молодёжи на примере героев-казаков в регионах России и странах зарубежья»; «Роль самобытной казачьей культуры в становлении современного казачества» и др. В заключительный день конференции прошло пленарное заседание «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества».

 

    Главная цель состоявшегося мероприятия заключалась в анализе потенциала практик сохранения, развития и продвижения традиционных культурно-исторических традиций и духовно-нравственных ценностей казачества в России и за рубежом, передаче казачьих традиций детям и молодежи.

    В ходе конференции был обобщен практический опыт реализации совместных духовно-нравственных программ и проектов; укрепления и развития международных связей казачества с Русской Православной Церковью в России и за рубежом; духовно-нравственного воспитания и православного образования в системе непрерывного образования казаков; роли самобытной казачьей культуры в становлении современного казачества и другие.

    В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне центральной темой обсуждения стало формирование духовно-нравственных ценностей в контексте защиты Отечества, роль церкви и казачества в этом процессе. Особое  внимание докладчиков было уделено опыту работы с подрастающим поколением - кадетами, профилактики преступности среди молодежи и патриотической воспитательной работы.

   В ходе мероприятий участники Конференции отметили следующие положения.

Вся жизнь казака, его ратные подвиги были посвящены защите веры Православной и Отечества. Только настоящий христианин мог жертвовать своей жизнью ради своих друзей, идти с верой в Бога в бой с  многократно превосходящим противником и силой своего духа побеждать. Эти воины проявили особую отвагу, благодаря чему более 100 тысяч казаков были награждены  и медалями, а 279 - получили высокое звание Героев Советского Союза.

   Оргкомитет Конференции подчеркнул в Резолюции, что сегодня очень важно, вновь обращаясь к истории России, возрождать память о героях-казаках, самобытности культуры и быта казачества, воспитывать духовность и патриотизм у казачьей молодежи на основе традиционных ценностей. Чтобы современные казаки могли, по словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «как в мирные годы, так и, сохрани Бог, в годы иных испытаний оставаться верными тому подвигу, той традиции, которая присутствует в истории нашего народа, - защищать Отечество своё, не жалея живота».

г. Москва, 28-29 января 2020 года.

*************************************************************

Казачья слава

ГЕОРГИЕВСКИЕ КРЕСТЫ ПОДХОРУНЖЕГО ГРУДИНИНА

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1714257/pub_5dfa627c97b5d400ad7cc777_5dfa6280d5bbc300b5b6c14f/scale_1200Федор Павлович Грудинин был подхорунжим 19-го Донского казачьего полка. В Первой Мировой (или, как тогда говорили, Второй Отечественной) войне он участвовал почти что с самого ее начала. И первый свой Георгиевский крест он получил уже в 1914м году.

Состоя в команде охотников (добровольцев, пошедших на задание) хорунжего Филимонова, Грудинин произвел в ночь на 21 октября 1914 г. нападение на немецкую заставу, в которой были 55 человек и которая занимала деревню Капусники. Здесь богатырь-казак перестрелял и перерубил всю вражескую заставу, кроме немецкого офицера и 11 солдат, которых взял в плен. Конечно, такое богатырское дело не могло обойтись без награды - Грудинин был удостоен Георгиевского креста 4-й степени.

Следующую свою награду он получил в 1915 году. 1 июня, находясь с несколькими казаками в левофланговом дозоре, Грудинин не дал противнику возможности занять окопы на высоком левом берегу реки Венты, расположенные по отношению к цепи на фланге. Тем самым дозор поспособствовал укреплению своей сотни в деревне Шеметайце, из которой незадолго до этих событий был выбит неприятель. За сие дело - может, не столь громкое, как предыдущее, но не менее полезное для армии, Грудинин получил Георгиевский крест 3-й степени.

 

Всего через десять дней он "заработал" и крест 2-й степени. 11 июня 1915 г., будучи отправленным в разведку, Грудинин пробрался за передовые части немецкого охранения. Там он получил важнейшие сведения - узнал местоположение вражеской батареи, особенно досаждавшей нашим войскам. После этого казак пробился через вражеские цепи обратно к своим, где и сообщил полученную информацию. Воспользовавшись ею, наши артиллеристы быстро подавили неприятельскую батарею. Ну а Грудинин удостоился, как уже было сказано, Георгиевского креста 2-й степени.

Прошло всего полгода - и он вновь отличился в бою. В ночь под 24 января 1916 г. при атаке сотней партизан (отряда, действовавшего в тылу врага) 4-й Донской казачьей дивизии укрепленного участка позиции противника, занятого неприятельской ротой, Грудинин во время штыковой атаки на врага личным мужеством и храбростью содействовал успеху атаки. За это он был удостоен Георгиевского креста 1-й степени, став таким образом за год с небольшим полным Георгиевским кавалером.

*************************************************************************************

Мы - единый народ!

Мы забыли, что мы Народ, русский православный народ, народ Божий, и многие беды наши - личные, мелкие - суть лишь следствие одной великой всенародной беды: безудержного разгула в России безбожия и сатанизма. А мы все будто чужие друг другу. Каждый сам за себя, каждый сам по себе, в молитве и в жизни. И в церкви и в миру. Может, стоит оглянуться, прислушаться?

Из глубины веков доносится до нас увещевающий глас святоотеческих поучений. «Мы не говорим: «Отче мой, иже еси на небесах - хлеб мой даждь нам днесь, - вразумляет святой Киприан. -Каждый из нас не просит об оставлении своего только долга и не об одном себе молится, чтобы не быть введены во' искушение и избавиться от лукавого, У нас всенародная и общая молитва, и когда мы молимся, то молимся за весь народ, потому что все мы составляем едино».

Не с того ли, что мы нарушили это всенародное единство, скрепленное смиренными подвигами русских святых и бранной кровью русских ратников, началось наше падение - с высоты Православного Царства в смердящую пропасть разложившейся «совдепии»?

Похоже, пришло всё же время покаяния и прозрения. Похоже, Россия допивает последние капли из чаши гнева Божия. Нам особенно важно заново осмыслить пройденный путь, научиться отличать добро от зла, истину от лжи, настоящую духовность от лукавой подделки. Так заново учится ходить больной после долгой и тяжелой болезни. Лишь восстановив благодатную преемственность русского религиозно-национального самосознания, можем мы рассчитывать на успешное выздоровление. Иного пути - нет!

Ничего не проходит бесследно

Неспешно прогуливаясь по торговому центру, вдруг услышал:

- Юноша, вы меня помните?

Ко мне приближалась блондинка с фотокамерой в руках.

- За «юношу» спасибо, конечно, но вот вспомнить вас никак не могу, - улыбнулся я, внимательно всматриваясь в симпатичное личико.

- Ну как же, пару месяцев назад в ресторане здесь, на пятом этаже…

И я вспомнил…

В тот день мы с женой отмечали годовщину свадьбы. Из гостей – только самые близкие, дата же не круглая. Посетителей в ресторане было немного, но это не мешало нам веселиться от души. Вкусная еда, хорошая музыка и приятная компания – что ещё нужно? Мы, не стесняясь, выходили на танцпол под быструю музыку и с удовольствием вальсировали под медленную. Вот во время такого медленного танца нас с женой и «застукала» эта девочка – фотограф. Она уже больше часа слонялась между столиками и предлагала ужинающим парочкам сделать фото на память. Те с недовольным видом отгоняли бедняжку. Видимо, совсем отчаявшись, девушка решилась сфотографировать нас без разрешения. А мы и не возмутились. Наоборот, охотно позировали ей на протяжении всей медленной композиции, да ещё и па различные выдавали – вспомнили молодость и наши совместные занятия бальными танцами. Девушка была в восторге, мы тоже.

Вернувшись за столик, мы предложили нашим друзьям попозировать для юного фотографа. Они с воодушевлением приняли предложение. Думаю, сделала девушка в тот день больше сотни наших снимков.

Глядя на нас, парочки с соседних столиков тоже потянулись на фотосессию: на фоне бара, водоёма, беседки, ресепшена, зеркальной стены, скульптур и диковинных растений – креативу посетителей ресторана не было предела. Девчушка светилась от счастья.

Перед закрытием заведения девушка снова вышла в зал, держа в руках увесистую пачку распечатанных фотографий и стопку магнитиков. Уже уверенной походкой она обходила столик за столиком и с улыбкой раздавала свои произведения гостям. Я не заметил, чтобы кто-то отказался получить фото на память или высказался на предмет дороговизны услуг фотографа. Купили и мы целую стопку фото и гору магнитиков. Дома закинули фотки в альбом, а магнитики - в ящик с документами и забыли о происшествии.

И вот, спустя пару месяцев, эта светловолосая девчушка меня узнала.

- Я очень ждала вас снова, чтобы сказать спасибо.

- Спасибо? За что?

- Если бы вы тогда отказались мне позировать, если бы не заразили своим обаянием весь ресторан, если бы не купили у меня фотографии и магнитики, то меня бы не взяли на работу. Это был мой первый рабочий день. Принимая меня на работу, директор сказал, что не уверен, что ему необходим фотограф. Хотя, если я себя проявлю, если мои фото принесут популярность ресторану, то он так и быть, сократит испытательный срок…

Вы на сайт нашего ресторана не заходили? Ваши фото - хит просмотров. А ваши  светящиеся улыбки – лучшая реклама нашему заведению. В общем, понимаете, благодаря вам меня взяли на работу. Я приобрела уверенность в себе. Теперь не стесняюсь фотографировать счастливых людей. И в благодарность хочу сделать вам подарок. Давайте устроим вам бесплатную фотосессию. Хотите с женой, с детьми? Назначайте место и время. Я очень хочу отблагодарить вас!

- Поверьте, вы только что это сделали. Без фотосессии. Мне очень приятно. Успехов вам!

Мы ещё немного пообщались с девушкой, я пообещал отметить в том ресторане свой день рождения. А когда вернулся домой, то достал фотографии с годовщины свадьбы, вставил их в рамочки и развесил по стенам, а магнитиками утыкал весь холодильник. На вопрос жены, зачем столько, гордо ответил: «Доброты много не бывает…»

Александр Елесин

 

К 450-летию  с начала государственного служения донского казачества

КАЗАК - ПОКОРИТЕЛЬ СИБИРИ

 

Сибирь!… Величайшая страна в мире по своей площади. Более четырёх столетий тому назад это было неведомо культурному свету место на земной планете. Ныне это значительно заселенная часть огромной необъятной России, это страна великого настоящего и великого будущего. Завоевал Сибирь и присоединил ее к России Ермак — атаман вольнолюбивых, воинственных казачьих ватаг с Дону.

По характеру своему Ермак был разумный, смелый, удалый молодец, тип былинного степного богатыря, каковым он и рисуется в народных песнях. Порою он смертным боем бился с татарскими ордами, разорявшими Дон и окраины России, порою — входил в соглашение с русскими и польскими войсками и воевал против нашествий западных соседей. Порою свободная казачья вольница нападала на суда и караваны с дорогими товарами, шедшими в Москву из Турции, Персии и далекой Индии, но она же — эта вольница — разорила в конец и покорила татарские орды Казани и Астрахани, когда вместе с войсками Иоанна Грозного выступила против татар. Московские цари постоянно держали на Волге вооруженные отряды для охраны своих торговых и дипломатических путей.

Когда в 1579 году, эти московские дружины по приказу Иоанна Грозного под водительством Мурашкина пришли на Волгу, чтобы преследовать татарского хана Ногая, то заодно они стали теснить и казачьи отряды. Казаки со своими атаманами, имена коих сохранились в московских исторических документах, ушли тогда на реку Чусовую (притом Камы), где приняли на себя охрану предприятий купцов-солеваров Строгановых, имевших в то время особую концессию от московского правительства на эксплуатацию Приуральского края.

Туда же после войны на западе с Ливонским орденом пришел со своим отрядом Ермак, давно задумавший совершить поход в Сибирь, где располагались главные силы татар под владычеством могущественного хана Кучумы.

Там Ермак вошел в соглашение с купцами Строгановыми о походе за “Каменный Пояс”, как тогда называли Уральский горный хребет, где по слухам лежали “неведомые земли изобильные” и “богатства невиданные”…

С отрядом в 800 человек, хорошо снабженных для похода Ермак с отрядами его помощников-атаманов Ивана Кольцо, Матвея Мещеряка, Богдана Брязга, Ивана Гроза и др. двинулся 1-го сентября 1581 г. за Уральский хребет.

Боевой опыт и военный и организационный талант Ермака, также огнестрельное оружие неведомое татарам, дали возможность казакам одержать ряд крупных побед над Кучумом, а 26 октября 1581 года Ермак захватил ханскую столицу Искер или Сибирь. От этого имени и вся великая земля от Уральского хребта до Тихого океана стала называться Сибирью. Разбитый Кучум бежал, а многочисленные сибирские племена, платившие ему дань, решили, что им выгоднее иметь дело с победителем, и на поддержку Кучума они не выступили.

Ермак, судя по историческим документам и записям, был человеком огромной воли, и исключительного ума и умнейшим администратором своего времени. Своими умелыми распоряжениями и умной политикой по отношению к покоренным племенам, он сумел основательно укрепиться в завоеванной местности.

Постройкой рубленных из бревен зимовьев, перегонов, городков, крепостей называвшимися

острогами и кое - где церквей, — Ермак успешно боролся с постоянными нападениями враждебных и многочисленных татар, но от всего его боевого состава у Ермака остались триста человек.

В 1582 году Ермак послал своего помощника Ивана Кольцо в Москву к царю Иоанну Грозному с предложением “принять от казаков богатый дар завоеванную страну Сибирь”.

Иоанн Грозный прекрасно понимал все значение Сибири, ибо еще древний Новгород и вся Европа получили оттуда драгоценные меха особенно соболя, служившие надеждой денежной монетой и золотой валютой того времени.

Москва выслала Ермаку подкрепление в 500 стрельцов с припасами и вооружением. И ему были пожалованы царские подарки и звание “Князя Сибирского”.

Ермак продолжал борьбу с татарами. В 1584 году, 18-го августа (нов. ст.) Ермак со своими казаками попал в засаду, устроенную ему Кучумом. Прижатый к реке в ночном бою Ермак при отступлении утонул в глубоких водах Иртыша.

Так погиб казачий герой Ермак, совершивший с горстью казаков покорение необъятной страны Сибири, герой, несомненно, неповторимый и непревзойденный в истории мира.

Но дело его не погибло… Огромная страна Сибирь осталась за Россией. Ермаку на смену пришли другие казачьи отряды, искавшие приключений и “новых богатых землиц”.

Их поддержала московская власть в лице своих торговых и промышленных людей и служилых сборщиков “ясака” — дани с покоренных племен.

Русская история назвала казаков, продолживших дело Ермака “казаками-землепроходцами”.

За семьдесят лет со времени проникновения Ермака в Сибирь, с 1581 года, эти казаки смелые и решительные насквозь прошли всю Сибирь до берегов Тихого океана, неся с собою в первобытную страну новую культуру, земледелие, скотоводство, промыслы, торговлю, города и т. д.

Из казаков-землепроходцев отмечен историей особенно казак Семен Дежнев, который 20-го июня 1648 года первым вышел в рискованное плаванье по “Студеному морю”, как тогда назвали Северный ледовитый океан с целью обогнуть “Каменный нос” неизвестно, как далеко уходящий в бурные воды ледовитого океана.

Три “коча” (лодки из оленьих шкур) Семена Дежнева, из пяти ушедших в море, в августе месяце 1648 года вышли в пролив между Азией и Америкой.

Не зная того, Дежнев и его спутники: Попов и Анкудинов совершили великий научный подвиг: они разрешили загадку, над которой бились ученые географы прежних времен.

Дежнев обнаружил, что материки Азии и Америки между собою не соединяются. Он подробно описал “Большой нос” ныне носящий название “мыса Дежнева” и дал в своих донесениях московскому царю полное описание самой северной части Сибири, Камчатки и побережий Ледовитого и Тихого Океанов, и обогатили таким образом Западную Европу географическими и этнографическими» данными до того времени совершенно никому не известными. Это был ценный вклад в историю человеческой культуры…

На реках, где проходили казачьи суда, казаки-пионеры закладывали торговые и зимние стоянки.

Эти места впоследствии стали большими городами современной Сибири.

Поэтому необходимо и справедливо уделить достойное внимание этим беспредельно смелым казакам-пионерам, которым Россия обязана приобретением грандиозных пространств и несметных богатств Азии.

Ничто не останавливало этих бесстрашных, предприимчивых и жертвенных людей. Преодолевая бурные и опасные воды Студеного моря, недоступные горные кряжи Сибири, дикие степи, необозримые тундры и не­проходимую лесную тайгу, — казаки-землепроходцы проявили исключительный ум, находчивость, нечеловеческую выносливость, стойкость и го­рячую сознательную любовь к своей родине и её величию.

Завоевав и захвативши Сибирь с ее необозримыми пространствами и богатствами еще не освоенными и до сего времени, казаки на долгие столетия определили иностранную политику России ... Ей не нужны стали, как другим странам, колонии. Она не вела империалистических войн за “жизненные пространства”, как европейские страны, за естественные богатства и ресурсы, необходимые государству.

Казачество это постоянный авангард России. Они творили величайшее национальное дело, неся на своих плечах колонизацию, расширение и охрану границ великой страны. Не даром в народе говорят, что границы России лежат “на арчаке казачьего седла", то есть там, куда проникли воинственные казачьи всадники, а охранялись границы России, как пелось в казачьих песнях, “могилами казачьих героев”…Казаки и по сей день остаются верны традициям своих предшественников.

Величайший подвиг Ермака, завоевавшего Сибирь, блестящее доказательство великой национальной деятельности казачества в масштабе, превышающем всякое человеческое воображение. Честь и слава, вечная память отважному покорителю Сибири, великому и достойному донскому казаку Ермаку Тимофеевичу!

 

Вячеслав ЗИБОРОВ, атаман Елецкого казачьего округа,

 генерал – полковник, член ОЖК

********************************************************************

 

 

Из антологии «Люди героической доблести»

4-Designer Old scroll with quill vector material

                  ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЛИТЕЙЩИЦЫ

        Т.В. Веретёхиной – прекрасной россиянке,

\ великой труженице, четверть века отдавшей литейному

цеху завода им. Ухтомского 9г. Люберцы), Матери-героине,

 воспитавшей девятерых детей, человеку широкой души

п о с в я щ а е т с я.

 


 

Не птицы слетелись в стаю,

Не песни слились в пупури,

То Ваша жизнь непростая,

В ярких годах изнутри.

 

 

Войной опаленное детство.

Всё меньше о нём говорим.

У вашего детского сердца

Горя на целый Гольфстрим.

 

Слёзы не выплакать разом –

Рана на сердце свежа.

Пытали свинцом и газом

И лезвием острым ножа.

 

Падала девочка-кролик,

Разум отказывал ей,

И в смех срывался до колик

Фашистский палач и злодей.

 

Не мог он, веснушчато-рыжий,

Умишком раскинуть своим,

Как смеют русские выжить:

Выжили – и стоим!!!

 

Дети сильнее насилья.

То доказали Вы

Жизнью, Тамара Васильевна,

И перед Вами Россия

Платок сняла с головы…

Пред Вами, духом не павшей,

Презревшей огонь и металл…

 

Сегодня полною чашей

Стол ваш семейный предстал.

Слабый лишь мыслью тешится

 

 

Сильную волю иметь.

А Вам, золотая литейщица,

Покорны железо и медь.

 

И как это Вам удаётся

От раскалённых печей

Вливать незакатное солнце

В сердца шестерых детей?!

 

Мать-Героиня, а детям

Вы просто – маманя, мать.

И слова дороже на свете

Им никогда не сыскать!

 

Годы – не песни, не птицы,

А времени строгий отсчёт.

Но с возрастом каждый стремится

В свой лебединый полёт!

 

В.П. Аушев



 

Наталья Юрьевна Алимовачлен Союза писателей России, работает заведующей библиотекой ДШИ города Дзержинского, член литературного объединения «Угреша» автор книги стихов «Медуница»,2014 г.

 

Наталья Юрьевна Алимова

         

Малолетним узникам

фашистских концлагерей

 

На Поклонной горе, в многолюдном музее,

Экспоната не встретишь грустней и добрее:

Так пронзителен взгляд чёрных бусинок-глаз,

Повидавших все ужасы ада не раз.

- Кто хозяин твой,

     Милый, вельветовый мишка?

Украинская девочка? Польский мальчишка?

Кто нагрудничек белый тебе подарил?

Может, в лагере щедрый волшебник гостил?

 

-Если б к нам хоть однажды волшебник явился,

Бесконечный бы дыми трубы не клубился,

Дети в камерах газовых не задыхались

И с любимыми мамами не разлучались.

 

Но бедняжки на чудо уповали напрасно:

Не заглядывал в лагерь волшебник прекрасный.

Я, как мог, малышей развлекал,

Утешал,

В их уставшие души надежду вселял.

 

Разве может страшнее быть горе на свете,

Чем смотреть, как на смерть отправляются дети?!

Я шаги их последние слышу сквозь время,

Через годы несу скорбной памяти бремя.

 

Не забудьте же, люди, мой горький рассказ.

Вы живите и помните, помните нас!

 

 

        

               Вера Александренко

 

ЧАСОВОЙ У ВЕЧНОГО ОГНЯ

(Защитникам Родины посвящается)

 

Ещё секунда… лишь одна –

И взрыв качнул волну:

Там, у границ родных,

                               война

Взрывала тишину.

Шёл 41-й год тогда…

Рассвету – жить - не жить?!

Я уходил, чтоб навсегда

Войну, как зло, убить...

 

Деревня в ситцевом платке

Осталась за спиной,

И, как Солдат, накоротке

Я говорил с войной…

 

Ей метил в сердце в том бою,

И вдруг – она в меня…

 

С тех пор я часовым стою

У Вечного огня.

Моя деревня подросла,

А я всё молодой –

В граните сером край села

Под красною звездой.

Цветут сады. Дома растут,

Две школы, новый мост…

Стою у мира на посту

Во весь огромный рост.